1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Намечается прореживание полномочий, добавленных местной власти

Участники прошедших в Госдуме парламентских слушаний рекомендуют федеральному законодателю инвентаризацию того, что он напринимал в 2014 г. в сфере функций муниципальной власти.

Прошлый, 2014 г., был ознаменован 150-летием российского земства и законодательным оформлением нового этапа муниципального строительства.

Такая оценка дана на прошедших 9 апреля в Государственной думе парламентских слушаниях «Вопросы реализации Федерального закона № 131-ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и задачи совершенствования федерального законодательства на новом этапе муниципального строительства».

«Ревизия законов» будет полновесной

В прошлом году с конца мая по 31 декабря было принято множество законов, наделивших муниципальную власть функциями помимо вопросов местного значения в базовом законе о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Пул «нового этапа муниципального строи­тельства в нашей стране», по депутатскому определению, составили пять законов, подписанных в 2014 г., и один январский 2015 г. (см. таблицу). Но есть и другие законы.

Федеральные законы «нового этапа муниципального строительства»

Дата

Номер

Наименование

27.05.2014

136-ФЗ

«О внесении изменений в ст. 26.3 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ и Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“»

23.06.2014

165-ФЗ

«О внесении изменений в федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

29.11.2014

382-ФЗ

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ»

29.11.2014

383-ФЗ

«О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ»

29.12.2014

485-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ»

03.02.2015

8-ФЗ

«О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона „Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ и Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“»

ИСТОЧНИК: «КонсультантПлюс»

Похоже, обилие дополнительных полномочий муниципалитетов, установленных в обход муниципального права, общим числом более 200 удивило самих законодателей, когда они готовились к мероприятию, в котором вместе с депутатами Госдумы приняли участие члены Совета Федерации, замес­тители министров финансов и юстиции, практики и эксперты муниципального управления.

Обходной маневр законо­творчества депутаты объясняют деликатно принятием отраслевых законов, не относящихся к муниципальному праву, но меняющих векторы муниципальной реформы.

Так, закон о промышленной политике (от 31.12.2014 № 488-ФЗ), который вступает в силу 1 августа 2015 г., отдельной статьей устанавливает полномочия органов местного самоуправления в индустриальной сфере. Муниципалитеты могут стимулировать промышленную деятельность на собственной территории за счет собственных доходов (ст. 8). Но запрещено использовать межбюджетные трансферты и поступления от налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Видимо, законодатель полагает, что местная власть вправе стимулировать промышленное производство за счет средств, передаваемых региональной властью органам местного самоуправления вместе с полномочиями. Иных свободных средств в местных бюджетах нет.

Другая норма закона обязывает муниципалитеты предоставлять сведения оператору будущей Государственной информационной системы промышленности. Об источниках финансирования дополнительной функции закон умалчивает. Зато дает обширный перечень нужной информации.

Ничего этого нет в вопросах местного значения, решаемых муниципалитетами по закону о местном самоуправлении. И участники парламентских слушаний рекомендовали федеральному законодателю провести полную инвентаризацию того, что он напринимал.

Территории опережающего роста, или зоны, закрытые для местной власти

Делиться полномочиями с управляющими компаниями территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), отдавать им земельные участки и при этом участвовать в софинансировании инфраструктуры подконтрольных управляющим компаниям зон роста предписывает муниципалитетам федеральный закон от 29.12.2014 № ­473-ФЗ. «ЭЖ» уже писала о проблеме передачи полномочий органами местного самоуп­равления управляющим на таких землях компаниям (2015, № 01). Сегодня речь о финансовом обеспечении инфраструктуры ­ТОСЭР.

Закон обязывает органы местного самоуправления:

  • вносить денежные средства в уставный капитал дочернего общества управляющей компании;
  • передавать в собственность управляющей компании движимое и (или) недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;
  • использовать иные способы финансирования, предусмот­ренные федеральным законодательством и региональными законами.

А еще местная власть должна в течение 30 дней после принятия правительственного решения о создании ­ТОСЭР в одном муниципальном образовании или на территории нескольких муниципальных образований заключить соглашение о создании территории опережающего социально-экономического развития, в котором устанавливаются:

  • обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распоряди-тельных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности;
  • обязательства органа местного самоуправления или органов местного самоуправления по передаче управляющей компании в собственность или аренду земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности и расположенных на территории опережающего социально-экономического развития;
  • порядок финансирования строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников финансирования;
  • порядок эксплуатации объектов инфраструктуры, созданных за счет федерального, регионального и местного бюджетов, внебюджетных источников финансирования;
  • порядок владения, пользования и распоряжения имуществом после прекращения существования ­ТОСЭР;
  • условия предоставления резидентам ­ТОСЭР налоговых льгот по уплате налога на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления таких льгот;
  • перечень земельных участков на территории опережающего социально-экономического развития.

Таких полномочий в вопросах местного значения в базовом законе тоже нет. Действие закона вступило в силу 1 апреля.

Правовые коллизии из пула законов нового этапа муниципального строительства

Глава г. Нарьян-Мара Татьяна Федорова указала на новые правовые коллизии, возникшие с принятием закона о перераспределении полномочий между региональной государственной властью и органами местного самоуправления (от 29.12.2014 № 485-ФЗ).

Закон не указывает, кто, кому, что, с каким финансовым обеспечением должен передавать в чужое ведение, но называет сферы перераспределения полномочий. Это:

  • погребение и похоронное ­дело;
  • обращение с отходами — сбор, вывоз, утилизация;
  • земельные отношения;
  • разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, в части безвозмездной передачи между муниципальными образова­ниями;
  • жилищные отношения;
  • градостроительная деятельность;
  • регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса;
  • сфера рекламы;
  • организация розничных рынков, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках;
  • регулирование торговой деятельности;
  • теплоснабжение;
  • водоснабжение и водоотведение.

Исходя из иерархии законов органы местного самоуправления ждут вала новых полномочий или отъема нужных населению функций местной власти. К примеру, уже имеют место споры между разными уровнями публичной влас­ти, кому забирать из морга одиноких умерших и хоронить их. Относительно торговой дея­тельности: согласно новым законодательным нормам местные торговые сборы устанавливаются только в городах федерального значения — Моск­ве, Санкт-Петербурге, Севастополе.

Глава северного города призвала федеральных законодателей привести к единому знаменателю этот и ранее принятые законы. И организаторы парламентских слушаний признались, что «вновь введенный институт перераспределения полномочий между региональной и муниципальной властями, очевидно, нуждается в совершенствовании».