Трехлетка доброй бизнес-погоды на Дальнем Востоке начнется весной

| статьи | печать

Три года и три месяца отпущено бизнесу и муниципальным образованиям Дальневосточного федерального округа для того, чтобы догнать и, по возможности, перегнать в экономическом развитии продвинутые российские регионы.

Возможность для экономичес­кого рывка восточной окраине страны предоставляет Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», подписанный президентом на исходе минувшего года.

Режим наибольшего благоприятствования продлится три года

Закон вступит в силу в апреле и будет действовать в течение трех лет только на Дальнем Востоке, а также в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) по особому списку, который составит федеральное правительство. На всю остальную Россию его действие распространится только в 2018 г. Однако ни весь дальневосточный макрорегион, а потом и ни страна в целом не станут сплошной территорией ускоренного роста. Согласно закону территория опережающего социально-экономического развития — это часть территории субъекта Федерации, на которой по решению Правительства РФ действует особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях:

  • привлечения инвестиций;
  • обеспечения ускоренного социально-экономического развития;
  • создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Режим наибольшего благоприятствования предпринимательской деятельности на территории опережающего социально-экономического развития — это:

  • льготные ставки арендной платы для резидентов зоны ускоренного роста;
  • применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
  • освобождение от уплаты налога на имущество организации и земельного налога;
  • приоритетное подключение к объектам инфраструктуры;
  • особый порядок государственного и муниципального контроля;
  • предоставление государственных услуг;
  • иные особые условия согласно действующему законодательству.

По расчетам разработчика закона — Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, общая налоговая нагрузка на резидентов не превысит 13%.

Срок проведения плановой проверки предпринимательской деятельности по подписанному закону не должен превышать 15 рабочих дней. Для объектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может быть больше 40 часов в год, а для микропредприятий — десять часов в течение одного календарного года. В исключительных случаях срок разовой проверки может быть продлен до десяти рабочих дней для малых предприятий и до десяти часов в отношении микропредприятия.

Согласно ст. 25 нового закона территория опережающего социально-экономического развития приравнивается к особой экономической зоне, на которой действует Соглашение Таможенного союза от 18.06.2010 о свободных экономических зонах.

Эти и другие преференции применяются на особых территориях, создаваемых уполномоченным федеральным органом по согласованию с региональными властями и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления при формировании зоны ускоренного роста на территории нескольких муниципальных образований.

Местную власть отодвинет управляющая компания

Если на территории опережающего социально-экономического развития оказывается городское или сельское поселение, то полномочия его органа местного самоуправления могут быть переданы управляющей компании, создаваемой федеральным уполномоченным органом. В таком случае заключается соглашение о передаче полномочий между органом местного самоуправления, управляющей компанией и уполномоченным федеральным органом, каковым будет, скорее всего, открытое акционерное общество, 100% акций которого будут принадлежать государству. Таким образом, форма осуществления народом своей власти самостоятельно и под свою ответственность получит еще одну модель. Действовать она будет в течение 70 лет. Такой срок жизнедеятельности отпущен территориям опережающего социально-экономического развития согласно п. 1 ст. 3 нового закона. Экспертное сообщество в сфере муниципального управления «в шоке». Закон принят без широкого пуб­личного обсуждения, о чем свидетельствуют только два положительных отзыва от парламентариев Кабардино-Балкарской Респуб­лики и Ульяновской области и отсутствие заключения Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. В заключении Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, регио­нальной политике, местному самоуправ­лению и делам Севера отмечено, что срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства РФ. У сенаторов нет сомнений относительно формы местного самоуправления. Их беспокоит ограничение полномочий региональной власти и органов местного самоуправления в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективнос­ти. Хотя именно эти вопросы должны быть в компетенции управляю­щей компании, которая ответственна на территории опережающего социально-экономического развития за:

  • электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение;
  • сбор, транспортировку твердых коммунальных отходов, строительство объектов, использующихся для размещения и утилизации отходов, а также благоустройство;
  • строительство и эксплуатацию автомобильных дорог;
  • транспортное обслуживание;
  • обеспечение услугами связи, общественного питания, торговли и общественного обслуживания, а также организацию досуга.

Помимо того, управляющая компания готовит изменения в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, схемы территориального планирования муниципальных районов.

Это ровно то, что числится в вопросах местного значения, то есть в муниципальных полномочиях по закону о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Хотя по логике самого закона № 473-ФЗ достаточно было обойтись наделением управляющей компании функциями застройщика и многофункционального цент­ра по оказанию государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст. 8 нового закона).

Коллизии с действующим законодательством возникли, видимо, вследствие первоначальной задумки Минвосток­развития о создании территорий ускоренного роста в виде индустриальных парков — обособленных промышленных зон вне населенных пунк­тов по образу и подобию особых экономических зон, так и не оправдавших возлагавшихся на них надежд по созданию территорий предпринимательской свободы для отечественных и иностранных инвесторов.

Как будет на этот раз, покажут три пилотных года реализации закона о территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке. По крайней мере, внушительно выглядит список федеральных, региональных, отраслевых нормативных актов, в которые требуется теперь внести дополнения и изменения. В том числе в Гражданский, Налоговый и Лесной кодексы.

Подписанный президентом закон вступил и в коллизию с его предложением в Послании Федеральному Собранию 13 декабря 2013 г. иметь территории опережающего роста также в Байкальском регионе — Республике Бурятия, Забайкальском крае, Иркутской области. Ждали этот закон также в Республике Хакасия и Красноярском крае, которые, по высказываниям министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, тоже следует приравнять к дальневосточным регионам. Если его «упущение» относительно выноса за пределы Восточной Сибири Республики Тыва можно было признать оговоркой по Фрейду, а не незнанием географии, то отсутствие в новом законе восточносибирских регио­нов — главных поставщиков энергоресурсов и сырья для будущих индустриальных парков на Дальнем Востоке — наводит на мысль о возможной «забывчивости» чиновников и депутатов в предновогодней спешке отчитаться перед главой государства о выполнении его пожеланий.

Как бы там ни было, начало пилотного трехлетнего режима наибольшего благоприятст­вования для бизнеса на Дальнем Востоке не за горами. Уже в апреле станет известно, какие дальневосточные муниципалитеты раньше других преуспели в планах создания индустриальных (промышленных) парков и других территорий опережающего социально-экономического роста. В настоящий момент во всем Дальневосточном федеральном округе зарегистрировано три индустриальных парка — «Дальэнергомаш», «Авангард», «Амурский судостроительный завод».