Споры с Пенсионным фондом при сдаче отчетности

| статьи | печать

В последнее время участились случаи наложения штрафных санкций на организации при сдаче отчетности в территориальные отделения Пенсионного фонда РФ. В свете данных обстоятельств рассмотрим основные претензии, которые органы ПФР предъявляют страхователям при сдаче отчетности.

Проблемы при сдаче отчетности в ПФР по телекоммуникационным каналам связи

Сначала обратимся к нормам, регулирующим порядок представления отчетности в Пенсионный фонд РФ.

Организации ежеквартально представляют по месту своего учета в территориальный орган ПФР расчет по установленной форме:

— на бумажном носителе — не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;

— в форме электронного документа — не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Основание — п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).

Расчет представляется по форме РСВ-1 ПФР, установленной постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п (далее — Расчет).

Если последний день срока представления Расчета выпадает на выходной день, последним днем его подачи является ближайший следующий за ним рабочий день (ч. 7 ст. 4 Закона
№ 212-ФЗ).

У страхователя, который не представит в установленный срок Расчет, возникает риск привлечения к ответственности по ст. 46 Закона № 212-ФЗ.

Размер штрафа составляет 5% суммы страховых взносов, начисленных к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода за каждый полный или неполный месяц просрочки. При этом штраф не может быть меньше 1000 руб. и не должен превышать 30% от указанной суммы взносов.

На основании ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ организации, среднесписочная численность которых превышает 25 человек (до 2015 г. — 50 человек), обязаны представлять отчетность в ПФР в электронном виде.

Обращаем внимание, что при представлении расчетов в форме электронных документов орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить подтверждение приема указанных расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование утвержден приказом Минтруда России от 22.10.2012 № 329н (далее — Регламент). Согласно п. 50 данного документа прием Расчета, представленного по ТКС, выполнение проверок соответствующего файла на наличие ошибок, определяющихся при проверке программным комплексом, и корректность элект­ронной подписи осуществляются автоматически программным обеспечением, осуществляющим прием Расчета по ТКС.

В случае, если проверка файла Расчета завершилась успешно, не позднее одного рабочего дня приема и регистрации Расчета в территориальном органе ПФР заявителю направляется уведомление о приеме Расчета.

Если при проверке в файле Расчета присутствуют неустранимые ошибки и замечания либо файл Расчета не прошел форматно-логический контроль, не позднее одного рабочего дня после приема и регистрации Расчета в территориальном органе ПФР заявителю направляется уведомление о невозможности принятия Расчета и ее причинах.

Регламент обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации утвержден распоряжением Правления ПФР от 11.10.2007 № 190р (далее — Технология обмена).

В соответствии с п. 7 Технологии обмена:

— факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с протоколом обмена документами по ТКС в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации;

— факт доставки (представления) документов абонентом СЭД ПФР подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации;

— факт приема документов органом ПФР — соответствующим протоколом контроля, подтверждающим правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.

В течение двух рабочих дней с момента отправки документа абонент получает квитанцию о его доставке в орган ПФР и сохраняет ее.

Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы, считаем, что датой представления Расчета является дата его доставки в территориальный орган ПФР. Факт представления отчетнос­ти в этом случае подтверждается соответствующей квитанцией (об этом также сказано в информации ПФР о порядке передачи отчетности по ТКС от 25.07.2013). Полагаем, что получение отрицательного протокола проверки отчетности не может свидетельствовать о нарушении организацией срока представления отчетности.

В письме от 18.08.2014 № 14-20/10448 представители ПФР указали, что в случае представления плательщиком Расчета в установленный Законом № 212-ФЗ срок наличие ошибок при проведении форматно-логического контроля не может служить основанием для применения штрафных санкций.

На практике территориальные отделения пенсионных фондов зачастую приравнивают отрицательный протокол проверки к факту несдачи отчетности и все-таки назначают штрафы по ст. 46 Закона № 212-ФЗ.

Имеются судебные решения, согласно которым привлекать к ответственности возможно лишь в случае, когда Расчет в принципе не представлен в установленный срок (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.09.2011 № Ф03-4160/2011).

Также при наличии ошибок в отчетности, которые приводят к отрицательному протоколу проверки в системе ПФР, суды становятся на сторону налогоплательщиков (постановления ФАС Московского округа от 22.01.2013 № А40-57240/12-107-317, Поволжского округа от 13.09.2012 № А55-3551/2012, Северо-Кавказского округа от 03.12.2012 № А63-8125/2012, Центрального округа от 12.10.2012 № А23-965/2012).

Таким образом, учитывая нормы Регламента, последние разъяснения ПФР и сложившуюся арбитражную практику, организации в случае спора с Пенсионным фондом можно оспорить правомерность начисления штрафа в суде.

В то же время до подачи заявления в арбитражный суд организация может попробовать оспорить решение ПФР о наложении штрафа, составив и направив в орган ПФР возражение.

Согласно ст. 53 Закона № 212-ФЗ каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера (далее — акты органа конт­роля за уплатой страховых взносов), действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.

Обжалование может быть направлено в вышестоящий орган конт­роля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд (ст. 54 Закона № 212-ФЗ). Причем подача жалобы в Управление ПФР (вышестоящему должностному лицу) не исключает права подачи одновременной жалобы в суд.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) органа контроля за уплатой страховых взносов, действий (бездействия) его должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Жалоба на акт ПФР может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы (ч. 2 ст. 55 Закона № 212-ФЗ).

Пример возражения (жалобы) приведен в Приложении к данной статье.

Проблемы при сдаче отчетности в бумажном виде без магнитного носителя

Далее разберемся с тем, как должна представлять отчетность организация, если ее численность менее 25 человек.

Нормы Закона № 212-ФЗ никакой информации о необходимости представления отчетности в электронном виде (магнитных носителях) для организации с учетом указанной численности не содержат.

Обратимся к Регламенту. Согласно п. 19 Регламента Расчет может быть представлен:

— на бумажных носителях информации (лично или по почте);

— в электронном виде (на магнитных носителях) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи;

— по электронным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (далее — электронная подпись);

— с использованием информационно-телекоммуни­ка­цион­ных сетей общего пользования, в том числе Интернета, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), при наличии гарантий его достоверности и защиты от несанкционированного доступа;

— через многофункциональные центры заявителями, указанными в подп. «а» п. 2 Регламента, в случае если в отчетном периоде, за который представляется Расчет, ими не производились выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и, соответственно, не начислялись и не уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

То есть положения п. 19 Регламента предусматривают возможность представления Расчета на бумажном носителем лично или по почте.

Однако в п. 24 Регламента установлено, что в приеме Расчета может быть отказано из-за отсутствия файла Расчета на магнитном носителе информации.

Пунктом 47 Регламента установлен порядок приема отчетности на бумажном носителе вместе с магнитным носителем информации лично заявителем или его представителем.

В частности, должностное лицо территориального органа ПФР:

— сохраняет файл РСВ-1 ПФР на рабочей станции, проверяет файл на читаемость (подп. «б» п. 47 Регламента);

— если проверка магнитного носителя информации выявила наличие ошибок, либо на магнитном носителе информации отсутствует файл Расчета, осуществляет прием РСВ-1 ПФР в порядке, установленном для приема РСВ-1 ПФР на бумажном носителе (подп. «в» п. 47 Регламента);

— если при проверке магнитного носителя информации присутствуют неустранимые ошибки, магнитный носитель информации возвращается заявителю или его представителю с информированием о невозможности принятия РСВ-1 ПФР и причинах возврата. РСВ-1 ПФР передается лично заявителю (представителю заявителя) в день подачи РСВ-1 ПФР в территориальный орган ПФР (подп. «е» п. 47 Регламента).

Таким образом, исходя из положений п. 47 Регламента, должностное лицо территориального органа ПФР должно проверить информацию на магнитном носителе при приемке отчетнос­ти. И даже отсутствие магнитного носителя не является обязательной причиной для отказа в приеме отчетности в ПФР.

Получается, исходя из норм п. 24, 47 Регламента, ПФР может отказать в принятии отчетности без магнитного носителя, но сделать это должен в момент приемки отчетности в ПФР.

В то же время нормы п. 46 Регламента позволяют принять отчетность в бумажном виде без магнитного носителя.

Таким образом, можно сделать вывод, что приведенные положения Регламента противоречат друг другу. И если буквально придерживаться алгоритма приемки отчета, указанного в п. 47 Регламента, при отсутствии или неисправности магнитного носителя отчет должен быть принят на бумажном носителе в порядке, установленном п. 46 Регламента.

Подводя итог вышесказанному, считаем, что нормы действующего законодательства не предусматривают обязанности организации представлять вместе с отчетом в ПФР магнитный носитель (диск, дискету). Следовательно и наложение штрафных санкций за его непредставление неправомерно.

Прикрепленные файлы: