Кремль объяснил, зачем уволили Бориса Мездрича и почему это не цензура

| статьи | печать

В понедельник, 30 марта 2015 г., представители кремлевской администрации подробно объясняли причину увольнения директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича. Говорили, что дело не в цензуре.

Об увольнении Б. Мездрича указом министра культуры Владимира Мединского стало известно в воскресенье, 29 марта (отставка связана со скандалом вокруг постановки оперы «Тангейзер»). В Минкультуры подчёркивают, что Б. Мездрич уволен за нежелание учитывать в своей деятельности сложившиеся в обществе ценности. «Федеральный академический театр — это в первую очередь институт просвещения, а не заведение для эпатажа и провокационной саморекламы за государственный счёт», — говорится в открытом письме на сайте Министерства культуры.

На следующий день пошли комментарии от представителей высшего чиновничества, которые, так получилось, свелись к разъяснениям: вводится в стране цензура по эсэсэсэровскому образцу или будет как-то по-новому.

В понедельник, 30 марта, на совещании в Новосибирске подробно высказался по актуальной теме замруководителя Администрации Президента РФ Магомедсалам Магомедов. Как сообщает Интерфакс, он пояснил, что решение об увольнении Б. Мездрича было вынужденным шагом, так как конфликт, связанный с постановкой оперы, привёл к противостоянию между светской и церковной общественностью в Новосибирской области.

«В итоге уже министерство культуры должно было вмешаться в ситуацию, опубликовать свою позицию и принять кадровое решение соответствующего характера», — цитирует М. Магомедова Интерфакс.

М. Магомедов не остановился лишь на анализе сложившейся ситуации, но предложил, что надо сделать, чтобы впредь никакие постановки или прочие произведения искусства не порождали неугодные споры и не сеяли раскол в обществе.

«Надо бы дальше проследить, чтобы на площадках таких важных, общероссийских были произведения, работающие на сплочение наших людей, на единство нашей страны. Пусть такие произведения ставят, а не те, которые раскалывают общество», — приводит слова заместителя главы АП газета «Коммерсантъ». М. Магомедов не исключил, что перед постановками своё мнение будет выражать некое «экспертное сообщество»: «Надо на каком-то этапе смотреть репертуар, особенно государственных театров».

Всё это прозвучало несколько прямолинейно, как обещание ввести какие-то комиссии, которые будут принимать работы художников. Требовались пояснения из Кремля. И они поступили — от пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова.

«Конечно, государство, которое через бюджетные субсидии, через различные гранты выделяет государственные деньги на производство кинематографической продукции, на постановки в театрах и так далее, вправе ожидать от творческих коллективов корректных постановок, как минимум не вызывающих такую обострённую реакцию общественно мнения», —цитирует Д. Пескова Интерфакс.

Д. Песков отметил, что «это никоим образом не должно восприниматься как попытки введения какой-то цензуры… Творческая цензура, конечно, недопустима».

Заявления М. Магомедова и Д. Пескова не противоречат друг другу. О введении творческой цензуры речи нет. Разумно активизировать некие экспертные группы, которые будут оценивать не творческий заряд работ, а как раз то, отвечают ли эти работы ожиданиям государства или не оправдывают вложенных денег.

Речь идёт, конечно, о государственных учреждениях, а не о частных театрах и прочих заведениях культуры. Другое дело, что трудно отыскать в стране оперный, скажем, театр, который выживает без денег государства. Без бюджетных денег и госблагословления вообще трудно существовать, хоть картины пишешь, хоть кино снимаешь, хоть даже нефть качаешь. Система построена так, что все её механизмы работают на бюджетной смазке. То есть государство вправе ждать от любой сферы производства в стране предсказуемых действий. И понемногу эти ожидания оправдываются, только некоторые деятели культуры пока не осознают своей ответственности перед обществом и чиновниками. Госфинансирование позволяет, по мнению чиновников, оперативно решать кадровые вопросы и непонятливых деятелей менять на вменяемых.

Так сделали в Новосибирске. Новый директор театра Владимир Кехман будет совмещать работу на этом посту с руководством Михайловским театром в Санкт-Петербурге. В. Кехман ранее говорил, что считает необходимым снять оперу «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина из репертуара театра.

В. Кехман был награжден несколькими орденами Русской православной церкви, в том числе орденом преподобного Сергия Радонежского и орденом святого преподобного Серафима Саровского. Начинал свою карьеру В. Кехман с работы по импорту фруктов. Директором Михайловского театра был назначен в 2007 г. Как напоминает BBC, через два года после этого он получил диплом о театральном образовании, окончив продюсерский факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. В 2009 г. В. Кехман, не имея хореографического образования, исполнил партию принца Лимона в балете «Чиполлино». Видимо, отдав так дань своему прошлому увлечению.

Нашлись и те, кто не согласен с решением Минкультуры о смене директоров театра. К примеру, Киносоюз — организация, отколовшаяся от Союза кинематографистов России. Он выпустил заявление, в котором назвал увольнение Б. Мездрича «произволом».

«Мы требуем немедленного восстановления Мездрича в должности и смещения министра культуры Владимира Мединского, который уже не впервые нарушает Конституцию РФ посредством введения цензуры и преследует несогласных с его антикультурной политикой», — говорится в документе. Идёт сбор подписей под письмом. Среди подписавших документ — режиссёры Андрей Смирнов, Виталий Манский, киновед Виктор Матизен.