У коммерсантов надежда умирает последней

| статьи | печать

Результаты опроса топ-менеджеров компаний розничной торговли за I квартал текущего года показали ухудшение экономической конъюнктуры в отрасли, что вполне коррелирует с отчетными данными Росстата (см. «Инвесторы отступают, аграрии держат фронт» ). Однако индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) сохранился на уровне IV квартала прошлого года (+1%), что, по мнению ученых ВШЭ, оставляет небольшую надежду на замедление негативных тенденций в апреле — июне.

Розничный сегмент, по оценке экспертов Центра конъюнк­турных исследований (ЦКИ) «Вышки», продолжил сжиматься под натиском дестабилизи­рующих макроэкономичес­ких факторов, что выражается в низких предпринимательских оценках, данных большинству показателей, характеризующих состояние делового климата в торговых организациях.

Вместе с тем нейтральная реакция основного результирую­щего индикатора обследования статведомства — индекса предпринимательской уверенности на разнообразие неблагоприятных факторов и его сохранение на уровне IV квартала прошлого года (+1%) все-таки позволяют надеяться на замедление негативных тенденций в дальнейшем.

Хрупкая надежда основывается на возобновлении роста предпринимательских оценок одного из ключевых компонентов ИПУ — ожиданий изменения экономической ситуации во II квартале текущего года. Ученые ЦКИ отмечают, что важной особенностью конъюнк­турных мониторингов является их опережающий характер в связи с чуткой реакцией предпринимателей на грядущие отраслевые изменения. Будущие колебания основных индикаторов отрасли в течение прошлого и в начале 2015 г. предприниматели, как говорится, «чувствовали кожей» и безошибочно отражали в своих прогнозных оценках. Учитывая данный факт, улучшение ожиданий бизнесменов, впервые зафиксированное в текущем обследовании после неуклонно нараставшего прогнозного пессимизма в течение 2014 г., только увеличивает надежды на будущий рост.

Еще одним фактором, позволяющим рассчитывать на небольшую компенсацию текущих негативных тенденций во II квартале, следует считать сезонную составляющую в торговой отрасли. После зимнего затишья рынок, начиная «просыпаться», инстинктивно берет свое. По крайней мере, перспективным драйвером роста может стать продовольственный сегмент. Здесь практически каждый год происходит снижение цен на плодовоовощ­ную продукцию в весенне-летний период.