Власти готовятся переписать бюджет

| статьи | печать

Уже в марте Государственная дума может начать чтение законопроекта об изменении бюджета: прежний составлен в середине прошлого года и не отражает случившихся с тех пор изменений экономической жизни. Проще говоря, речь идет о сокращении расходов.

Окончательной версии нового бюджета еще нет, правка будет продолжаться до самого внесения в Госдуму, но прикидки и комментарии к будущему до­кумен­ту правительство обнародовало. В частности, оно констатирует, что главный вызов для бюджетной политики России — резкое изменение условий внешней торговли: произошло значительное снижение цен на сырую нефть и нефтепродукты — основной товар российского экспорта. Нефть марки Urals сильно подешевела: в 2014 г. в среднем она стоила 98 долл. за баррель, сейчас не превышает 60 долл., а в январе опус­калась ниже 45 долл.; правительственный прогноз средней цены на 2015 г. — 50 долл. за баррель. Из-за этого резко снизились поступления от экспорта.

Второй по важности вызов — санкции против России, считает правительство; они резко снизили доступность международных финансовых рынков: сильно сократился приток иностранного капитала, трудно стало продлевать внешние зай­мы; результат — увеличение дефицита финансового счета платежного баланса.

Падение экспорта и рост дефицита финансового счета запустили болезненный процесс подстройки платежного баланса и экономики под новые условия, признает правительство. Снижение реального эффективного курса руб­ля и внутреннего спроса в реальном выражении способствует уменьшению импорта и снижению заработных плат нерезидентов, позволяет стабилизировать платежный баланс, но сопровождается сокращением ВВП.

Государству, сетует правительство, в новых экономичес­ких условиях сложно привлекать заемное финансирование на приемлемых условиях и проводить приватизацию.

Законопроект об изменении бюджета должен, по мысли правительства, прежде всего обеспечить макроэкономичес­кую стабильность. Авторы до­кумен­та указывают, что сейчас влияние денежно-кредитной политики на инфляционную динамику снижается и на первую роль выходят меры бюджетной политики.

Ключевая проблема экономики — быстрорастущая инфляция, превысившая уже 16%: это сказывается и на благосостоянии населения, особенно беднейших его представителей, и на финансовых рынках из-за резкого роста ставок. Но значительная часть инфляции, по мысли правительства, — разовая: эффект от снижения уровня реального эффективного курса руб­ля и торговых ограничений превышает десять процентных пунк­тов.

Базовая задача экономичес­кой политики — не допустить формирования так называемой инфляционной спирали: ускорение вслед за инфляцией индексации бюджетных расходов и заработных плат в экономике, а также бесконт­рольный рост бюджетного дефицита. Для этого нужна системная оптимизация расходов федерального бюджета — так, как поручил президент во исполнение своего же Послания Федеральному собранию: «Обес­печить сокращение в 2015—2017 гг. расходов бюджета ежегодно не менее чем на 5% в реальном выражении за счет снижения неэффективных затрат», — а также ограничение индексации зарплат бюджетников и части социальных выплат.

Законопроект об изменении бюджета должен также соответствовать антикризисному плану правительства (утвержден распоряжением правительства 27.01.2015 № ­98-р). В законопроекте воплощены следующие меры из плана: активизация экономического роста и поддержка отраслей экономики; обеспечение социальной стабильности; поддержка бюджетов регионов; импортозамещение и поддержка несырьевого экспорта; поддержка малого и среднего предпринимательства.

Важная роль в обеспечении бюджетной устойчивости и перераспределении бюджетных ассигнований в пользу наиболее эффективных направлений их расходования отводится Антикризисному фонду в составе бюджета. Его средства расходуются по решению правительства и используются на поддержку отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства, рынка труда, моногородов и на социальную поддержку граждан.

При подготовке изменений в бюджет правительство пересмотрело прогнозные показатели экономики (см. табл.).

Наибольший отрицательный вклад в снижение экономики в 2015 г., по мнению правительства, будет вносить, как и в 2014 г., снижение инвестиционного спроса. Внешние рынки капитала почти закрыты, кредит из-за этого подорожал, прибыль предприятий снижается с сентября 2014 г., рубль с прошлого года заметно ослабел — прогноз снижения инвестиций на 2015 г. — 13,7%.

Промышленное производство снизится в 2015 г. на 1,6% из-за снижения экспортной выручки, дорогого кредита и сокращения потребительского спроса. Инфляция останется двузначной, считает правительство, пик ее придется на II квартал.

Реальный эффективный курс руб­ля в 2015 г. снизится на 21%. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2015 году продолжат снижаться (–6,3%). Прирост реальной заработной платы также существенно снизится — на 9,6%. Из-за всего этого существенно уменьшится и потребительский спрос в 2015 г.: оборот розничной торговли — на 8,2%, а платные услуги — на 5%. Экспорт товаров сократится за 2015 г. на 32,4%, импорт товаров — на 36,2%.

Изменение основных макроэкономических показателей на 2015 г.

Показатели

2014 г. (оценка)

2015 г. (прогноз)

Уточненная оценка

Отклонение

Цены на нефть сорта Urals, долл. за баррель

97,6

100

50

-50

Цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м

318,4

289,1

207,7

-81,4

ВВП, млрд. руб.

70 975,8

77 498,5

73 119,0

-4 379,5

Рост ВВП, %

100,6

101,2

97,0

-4,2

Инвестиции, млрд руб.

13 460,5

14 442,4

12 650,3

-1 792,1

Импорт (Федеральная таможенная служба), млрд долл.

285,9

299,2

182,3

-116,9

Экспорт (Федеральная таможенная служба), млрд долл.

493,6

494,2

333,8

-160,4

Прибыль прибыльных организаций, млрд руб.

12 810,0

13 955,0

14 345,0

390,0

Инфляция, % к декабрю предыдущего года

111,4

105,5

112,2

6,7

Курс доллара, руб.

37,97

37,7

61,5

23,8

Фонд заработной платы, млрд руб.

17785,6

19022,1

18559,0

-463,1

Экспорт нефти, млн тонн

220,7

227,5

224,3

-3,2

Экспорт природного газа, млрд куб. м.

175,2

190,0

178,1

-11,9

Экспорт нефтепродуктов, млн тонн

163,9

153,5

162

8,5

Добыча нефти, млн тонн

525,0

525,0

525,0

0

Добыча газа, млрд куб. м.

639,2

672,0

638,0

-34,0

Показатель

Закон о бюджете на 2015 год

Законопроект

Отклонение

Доходы

15 082 360,7

12 455 491,9

-2 626 868,7

в % к ВВП

19,5

17,0

-2,5

Нефтегазовые доходы

7 717 243,3

5 686 708,0

-2 030 535,3

в % к ВВП

10,0

7,8

-2,2

Налог на добычу полезных ископаемых

4 415 433,7

3 088 178,7

-1 327 255,0

Вывозные пошлины

3 301 809,6

2 598 529,3

-703 280,3

Ненефтегазовые доходы

7 365 117,4

6 768 783,9

-596 333,5

в % к ВВП

9,5

9,2

-0,3

из них связанные с внутренним спросом, всего

3 312 317,8

2 945 314,5

-367 003,3

в том числе налог на добавленную стоимость

2 349 846,6

2 016 684,4

-333 162,2

в том числе акцизы

546 948,9

506 931,3

-40 017,6

в том числе налог на прибыль

415 522,3

421 698,8

6 176,5

их них связанные с импортом

2 433 957,5

2 343 847,1

-90 110,4

в том числе налог на добавленную стоимость

1 754 724,5

1 707 143,8

-47 580,7

в том числе акцизы

55 973,4

51 410,6

-4 562,8

в том числе возные пошлины

623 259,6

585 292,7

-37 966,9

Прочее

1 618 842,1

1 479 622,3

-139 219,8