Кризис не помеха интернет-торговле

| статьи | печать

Прогнозы экспертов относительно динамики развития интернет-торговли в текущем году разделились. Одни специалисты ожидают снижения объемов продаж в денежном выражении, другие полагают, что рынок будет демонстрировать рост. Оптимисты считают, что экономические сложности — не помеха рынку с таким потенциалом. В России при проникновении Интернета в 50% пока только половина пользователей совершают покупки онлайн. В западных странах этот показатель значительно выше: например, в Европе и США при проникновении Интернета в 62—65% уже свыше 80% пользуются услугами e-commerce.

Согласно данным последнего отчета компании J’son & Partners Consulting объем интернет-торговли в России по итогам 2014 г. составил 683 млрд руб. и на протяжении последних пяти лет рос в среднем на 42,5% в год. Эксперты ожидают, что в 2015 г. объем рынка, на котором присутствуют более 40 000 интернет-магазинов, в денежном выражении снизится на 5%. При этом, по их мнению, из-за ослаб­ления руб­ля на мировой арене сокращение коснется и сегмента трансграничной торговли.

Потенциал онлайн-продаж не раскрыт

По предварительным подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем интернет-торговли по итогам 2014 г. достиг 20 млрд долл. Участники рынка рассчитывают, что в текущем году рынок также будет демонстрировать рост. Как пояснил президент ассоциации Денис Людковский на пленарном заседании форума Online Retail Russia 2014, в настоящее время доля интернет-торговли в России составляет около 3% от общего объема ретейла, а к 2020 г. она может достигнуть 10%.

Россия сейчас — рынок номер один в Европе по количеству интернет-пользователей, число которых к началу 2015 г. составит 73 млн человек. В то же время, в РФ при проникновении Интернета в 50% пока только половина пользователей совершают покупки онлайн. В западных странах этот показатель значительно выше: например, в Европе и США при проникновении Интернета в 62—65% уже свыше 80% пользуются услугами e-commerce.

Средний чек, а также среднегодовые затраты покупателей в сети в России — самые низкие среди стран ЕС и значительно ниже, чем в США. Д. Людковский подчеркнул, что российский e-commerce будет расти за счет увеличения числа покупателей и их среднего чека, так и среднегодовых затрат на покупки онлайн.

По его мнению, рост рынка e-commerce будет происходить за счет регионов, что связано с ускоренным проникновением Интернета в небольшие города и села (в Москве проникновение Интернета — 75%, в селах — 49%). Это вызовет рост там числа покупателей (сейчас 26% пользователей сети живут в крупных городах и образуют 40% покупателей онлайн). Немаловажную роль сыграет также оптимизация процессов доставки товаров покупателям из небольших городов и сел.

Китай рассчитывает на российских покупателей

Особое место в структуре российского рынка e-commerce занимает трансграничная торговля, доля которой выросла с 20% по итогам 2013 г. до 30—35% к концу 2014 г. В 2015 г. этот сегмент будет составлять до 60% всего российского рынка e-commerce. ­АКИТ прогнозирует рост трансграничной торговли в России более чем на 100% ежегодно.

Такая динамика связана с тем, что сейчас в России действуют самые высокие в мире нормативы для беспошлинного ввоза товаров, а также с произошедшей существенной оптимизацией логистических процессов из-за рубежа Почтой России (сократились как сроки доставки, так и количество потерь товаров). В настоящее время 70—80% всех поступающих в Россию покупок из-за рубежа приходится на Китай.

К слову, китайские магазины возлагают большие надежды на российских покупателей. 5 февраля китайский интернет-ретейлер AliExpress открыл в Москве свой первый фирменный центр выдачи заказов. Центр создан на базе службы доставки «СПСР-Экспресс». Предполагается, что через него будет проходить до 20 000 заказов в месяц. Успешное тестирование нового формата станет основанием для открытия в 2015 г. порядка десяти цент­ров выдачи в Москве и Санкт-Петербурге под собственным брендом ­SPSR Express.

Директор по развитию бизнеса AliExpress в России и СНГ Марк Завадский на церемонии открытия заявил, что Россия является одним из важнейших рынков для компании. На распродажах прошлого года РФ заняла первое место по объему продаж. Представитель торговой площадки, которую, по данным TNS Russia, ежемесячно посещает почти 16 млн россиян, считает, что, несмотря на падение руб­ля, предложения китайских продавцов останутся конкурентоспособными, так как цены внутри страны в конечном итоге тоже вырастут.

Что касается потребительской активности, по данным исследования Ipsos и PayPal, опрошенные в России интернет-пользователи признались, что в 2015 г. планируют еще активнее приобретать товары в Сети. Рассказывая о своих планах на грядущий год, 20% российских интернет-пользователей выразили желание начать совершать покупки в онлайн-магазинах в России и столько же — за рубежом.

В частности, продолжит рас­ти потребление через мобильные устройства. При этом и для покупателей, и для продавцов особенно большое значение приобретает вопрос доверия. По данным Ipsos и PayPal, среди факторов, вызывающих наибольшую обеспокоенность интернет-покупателей, стоит отметить риск неполучения заказа, сложность возврата товаров, риск покупки подделок и слишком долгие сроки доставки.

По мнению Федора Вирина, партнера в исследовательской компании Data Insight, важным трендом развития интернет-торговли становится выход офлайновых ретейлеров в Интернет. Если большинство продавцов техники и электроники сделали это несколько лет назад, то сегодня мы наблюдаем такой же тренд в одежде и обуви, детских товарах и других сегментах.

Эксперты сходятся во мнении, что, как и все остальные сегменты, рынок онлайн-продаж находится под давлением кризиса и падения курса национальной валюты. Электронная торговля будет в любом случае расти быстрее всего ретейла, однако величина этого роста сегодня трудно прогнозируема.

Объем рынка интернет-торговли 2008—2018 гг.

Год

млрд руб.

2008

64,9

2009

116,0

2010

176,9

2011

312,6

2012

381,4

2013

537,4

2014

683

2015

650

2016

695,5

2017

834,6

2018

959,8

Источник: J’son & Partners Consulting

К сведению

Каждый второй россиянин выходит в интернет ежедневно

По данным исследований Фонда «Общественное мнение», которые приводятся в материалах исследования «Экономика Рунета — 2014», на зиму 2014 г. показатель проникновения Интернета среди взрослого населения России составил 59% (68,7 млн чел.). При этом к активной части аудитории, выходящей в Сеть хотя бы один раз за сутки, сейчас можно отнести уже 48% (56,3 млн чел.). Приходилось когда-либо пользоваться Интернетом 66% россиян (в 2000 г. таких было только 4%).

Аудитория Интернета в России продолжает расти, при этом темпы роста активной ее час­ти заметно выше темпов роста аудитории в целом. Так, годовой прирост числа интернет-пользователей, выходящих в Сеть хотя бы один раз за месяц, составил 7%, тогда как для суточной аудитории данный показатель равен 12%.

Во всех типах населенных пунк­тов, за исключением сел, показатель проникновения Интернета сопоставим или даже превышает средний показатель по России. Самый большой годовой прирост ­аудитории наблюдается в населенных пунк­тах с численностью 500 000 — 1 млн чел. (+10% за год) и селах (+18% за год). Более трети новых пользователей Интернета — это жители сельской местности. По сравнению с прошлым годом их стало больше на 18%, или примерно на 2 млн чел. Это самый высокий показатель роста среди всех типов населенных пунк­тов как в абсолютных, так и в относительных цифрах. Еще пять лет назад во всех российских селах проживало меньше пользователей Интернета, чем в одной Москве.

Сегодня численность сельской аудитории Интернета уже на четверть больше, чем в обеих российских столицах вместе взятых. Если в ближайшие годы проникновение Интернета в сельской местности достигнет сегодняшнего уровня городов с населением менее 100 000 чел., то там появится еще около 3,5 млн новых пользователей.

Комментарий

Иван Кургузов, исполнительный директор «Оборот.ру»

Мне рынок больше всего напоминает бурлящий котел. Инвестиций стало меньше, чем в 2013 г., но их все равно достаточно много. Постоянно появляются новые проекты, меняют владельцев давно существую­щие.

Приходят крупные западные и восточные проекты. При этом постоянно кто-то банкротится, закрываются службы доставки, крупные интернет-магазины сокращают штат и превращаются в маркетплейсы. В прошлый раз, в 2008 г., этого было меньше. И появлялось новых меньше, и закрывалось меньше.

Владимир Малюгин, председатель правления НКО «ПэйПал РУ»

Один из показателей состояния рынка — продолжение его развития, несмотря на все экономические сложности. Вторая, на наш взгляд, важная особенность, — пока только наметившийся больший интерес российских продавцов к зарубежным рынкам. Если в среднем по рынку, по оценкам экспертов, трансграничные платежи составляют 5—10% от оборота, мы видим, что у компаний, которые интегрировали PayPal, особенно в сегменте путешествий и цифровых товаров, зарубежный объем может превышать половину оборота.