1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 209

Броня крепка, да вот зарплаты низки

В начале марта правительство намерено внести в Госдуму поправки в бюджет нынешнего года в связи с сокращением его доходов из-за внешней конъюнктуры на 2,34 трлн руб. Глава МЭР Алексей Улюкаев считает, что возникающий дефицит можно профинансировать из резервных фондов, а министр финансов Антон Силуанов предлагает не проводить индексацию зарплат госслужащих и социальных выплат. При этом расходы на гособоронзаказ остаются неизменными.

На совещании в Белом доме на этой неделе, посвященном новым параметрам прогноза развития страны, премьер Дмитрий Медведев подчеркнул, что конъюнктура мировых рынков углеводородов и санкции западных стран сильно повлияли на доходы федерального бюджета. «Чтобы заместить недополученные доходы и выполнять бюджетные обязательства, ­будут использованы средства Резервного фонда в размере до 500 млрд руб. Я вчера подписал такое распоряжение правительства», — заявил Д. Медведев.

Теперь правительство должно внести в Государственную Думу законопроект об изменениях и дополнениях в бюджет текущего года. Поправки рассчитаны исходя из предположений, что режим санкций сохранится до конца 2015 г., цена на нефть составит 50 долл. за баррель, ­газа — 222 долл. за 1000 куб. м.

«Хочу сказать, что это гораздо консервативнее, чем практически все экспертные оценки, примерно на 10 долл. за баррель ниже, чем консенсус-прогноз (он 60 с лишним долл. за баррель на 2015 г.), — сообщил А. Улюкаев на брифинге после совещания. — При этом сохраняется высокое положительное сальдо торгового баланса — порядка 137 млрд долл. и текущего счета — 56 млрд долл., довольно высокий отток капитала, связанный с невозможностью рефинансировать российским заемщикам свои задолженности на глобальных рынках капитала, — 115 млрд долл.».

По условиям прогноза доходы бюджета снизятся на 2,34 трлн руб., в основном за счет сокращения нефтегазовых доходов (около 2,2 трлн), и небольшого изменения ненефтегазовых поступлений.

«Я не уверен, что расходы вообще нужно сокращать, потому что изменение доходов может означать либо сокращение расходов, либо увеличение дефицита. И то и другое возможно, — полагает г-н Улюкаев. — Я считаю, что мы должны исходить из существую­щего бюджетного правила, которое определило параметры расходов. По нашему счету, возникаю­щий дефицит составляет 3,8% валового внутреннего продукта. С моей точки зрения, он может быть полностью профинансирован за счет резервных фондов».

Более экономной позиции придерживается глава Минфина А. Силуанов. Ранее он высказывал мысль, что расходы бюджета, может быть, придется сократить даже больше, чем на 10%, которые уже были озвучены в антикризисном плане правительства.

Для этого, возможно, придется отказаться от некоторых новых инвестиционных проектов и индексации зарплат госслужащих и соцвыплат. «Минфин предлагает, хотя в правительстве это еще не обсуждалось, отвязать индексацию соцвыплат, зарплат госслужащих и других категорий граждан от прогнозной инфляции, внеся поправки в закон о бюджете 2015 г. Мы считаем, что в сложный для страны период, в 2015 г., мы могли бы пропус­тить эту индексацию», — за­явил министр.

Министр экономического развития подтвердил возможность такого шага. «Я не готов сейчас ответить однозначно на этот вопрос. Я считаю, что это обсуждаемо. Мы должны это обсудить в рамках сравнения альтернатив: что мы получаем при сокращении бюджетных расходов за счет отказа от индексации (для 2015 г. это примерно 30 млрд руб.) и что из этого следует для совокупного спроса, для других обстоятельств».

Непоколебимыми пока остаются бюджетные расходы на гособоронзаказ.