1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 307

Налоговое стимулирование промышленности обойдется дешевле керченского моста

Бизнес-сообщество и чиновники обсудили на встрече в «Деловой России» пакет мер налогового стимулирования, нацеленный в первую очередь на развитие несырьевого сектора промышленности. Эти меры будут стоить бюджету 159 млрд руб., что существенно ниже расходов на керченский мост (228 млрд) или инвестиционных затрат на Олимпиаду в Сочи (270 млрд), но позволят получить экономический эффект порядка 2 трлн руб.

Внушительный перечень мер был разработан специалистами Минпромторга в ходе работы над подзаконными актами к закону «О промышленной политике», подписанному Президентом России 31 декабря 2014 г. и вступающему в силу в июле нынешнего года.

На встрече с представителями бизнеса глава министерства Денис Мантуров предложил четыре типа преференций: инвес­тиционные льготы, «каникулы» по налогам на прибыль и на имущество для «гринфилдов», ускоренная амортизация основных фондов, а также пониженные ставки страховых взносов для компаний в сфере инжиниринга и промышленного дизайна.

Льготы будут доступны компаниям всех отраслей, но основными бенефициарами, по словам президента «Деловой России» Алексея Репика, все же станут предприятия несырьевого сектора экономики. Чтобы получить преференции, компании будут должны инвес­тировать в развитие бизнеса на сумму не менее 20 млн руб. за один год, 50 млн за три года или 200 млн не более чем за пять лет.

Длительность действия преференций должна составить десять лет, за исключением льгот по страховым взносам (их предполагается ввести на шесть лет). Недополученные доходы бюджета и внебюджетных фондов при реализации предлагаемых мер, по оценке экспертов Минпромторга, будут равняться 159 млрд руб. При этом эффект от их внедрения превысит 2 трлн руб., которые появятся в форме дополнительных поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Более того, разработчики пакета мер рассчитывают, что эти преференции будут не только стимулировать инвестиции и рост производства на предприятиях, которые получат льготы, но и окажут положительное влияние на экономику в целом. Они рассчитывают на мультипликативный эффект: вырастет спрос на продукцию смежных отраслей и значительно увеличится количество рабочих мест.

Ведь на 1 руб. ежегодных дополнительных поступлений в бюджет по налогу на прибыль промпредприятий, по расчетам специалистов Минпромторга, приходится 96 коп. дополнительных поступлений по тому же налогу от связанных экономических субъектов и 75 коп. дополнительных поступлений по ­­НДФЛ за счет рос­та количества рабочих мест.

Предпринимательское сообщество, по словам сопредседателя «Деловой России» Антона Данилова-Данильяна, поддерживает предложения министерства, но просит учесть некоторые проблемные моменты: «Например, неясен вопрос, что делать с импортным НДС и пошлиной при закупках по не производимому в стране оборудованию. Было бы неплохо, чтобы импортный НДС для того оборудования, которое идет на инвестиционные цели, не взимался. Что касается импортной пошлины, то в данном случае можно применить механизм инвестиционного налогового кредита и перенести ее уплату на послекризисное время».

«Меры, которые министерство промышленности предлагает сегодня обсудить, особенно в части стимулов для инвестиций в новые предприя­тия, — это принципиально важный элемент перезапус­ка российской экономики, — подчеркнул А. Репик. — Мы должны реализовывать структурные реформы и решать вопрос повышения производительнос­ти труда, ключевой для российской промышленности. Если мы найдем на него ответ, то мы выйдем из кризиса с конкурентоспособной индустрией».

Делоросы также указали пришедшим к ним на встречу чиновникам на недостатки в принципах формирования списка системообразующих предприятий, претендующих на господдержку. В результате в него трудно попасть средним и малым компаниям. Глава Минпромторга согласился, что размер предприятия не должен быть главным критерием отбора получателей господдержки. Неэффективный коллектив в 4000 работников можно сократить до 1000, а компактное предприятие в 200 сотрудников, которое занимается внедрением высоких технологий и обладает экспортным потенциалом, нужно поддержать.