Оплату абортов Минздрав пока ещё не вывел из ОМС

| статьи | печать

Депутаты Госдумы уже в весеннюю сессию собираются принять законопроект, запрещающий финансировать искусственное прерывание беременности (как страхового случая) за счёт бюджетных средств. Это решение было принято после того, как Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая в Госдуме, поддержал идею отказаться от финансирования абортов за счёт налогоплательщиков.

«Полагаю морально оправданным выведение операций по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования, которая поддерживается за счёт налогоплательщиков, в том числе тех, кто категорически не приемлет аборты», — заявил Патриарх и предложил, чтобы женщина, решившая сделать аборт, «обращалась бы к профессиональным медикам, цена услуг которых не должна быть больше, чем у подпольщиков». После выступления Патриарха депутаты сообщили, что готовят ещё три законопроекта, касающихся абортов. Как сообщила глава Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, речь идёт о лицензировании деятельности, связанной с абортами, что позволит «получить представление о том, кто делает аборты». Кроме того, в Госдуме обсуждают меры по ограничению оборота лекарственных препаратов, которые могут искусственно прервать беременность. Третий документ предлагает заставлять женщину, которая планирует сделать аборт, обязательно прослушивать сердцебиение плода. По словам Мизулиной, в странах, где распространена эта практика, количество абортов сокращается.

Поддержанный Патриархом законопроект поступил в Госдуму в ноябре прошлого года от депутатов Самарской областной думы, после чего нашёл понимание в финансовом блоке правительства, но был отклонён Минздравом. Проверить конституционность закона, разрешающего аборты, также намеревался Международный фонд славянской письменности и культуры, но Конституционный суд РФ отклонил его ходатайство.

По данным Минздрава РФ, в 2013 г. в России было сделано 880 тысяч абортов. В 2009 г. эта цифра составляла 1,16 млн, в 1992-м — 3,6 млн. Сейчас операции искусственного прерывания беременности в России регламентируются законодательством об охране здоровья граждан, согласно которому каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Аборт только по желанию женщины может быть произведён при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям — до 22 недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности. Главный акушер-гинеколог Минздрава РФ Лейла Адамян высказалась против тотального запрета абортов, заметив при этом, что сама она мечтает на практике свести число абортов к абсолютному минимуму.

«Первый аборт „сносит“ всё, — заявила Лейла Адамян в ходе пресс-конференции по итогам 9 Международного конгресса по репродуктивной медицине. — Помимо колоссального вреда, наносимого репродуктивной системе, это ещё и настоящий удар по ЦНС. Но запретить искусственное прерывание беременности законным актом совершенно не возможно. Мы должны дать понять женщине, в каких случаях прерывание беременности необходимо, а в каких нет. Необходимо соблюдение так называемой недели тишины, которая даётся женщинам, решившимся на аборт. Неделя тишины позволяет одуматься и успокоиться. В это время с беременной работают психологи. Мы должны объяснить женщине, что после аборта, возможно, у неё больше никогда не будет беременности. 90% женщин одумываются. Если и делать аборт, то только в том учреждении, где есть высококвалифицированные специалисты. Важно, чтобы каждая беременность была под охраной медицины».

Врачи-гинекологи в последние годы отмечают, что операции по прерыванию беременности происходят в соответствии с протоколом. Аборты запрещены в амбулаторных условиях, в том числе в поликлиниках. Был установлен строгий регламент — обязательное обследование до операции, трёхдневное нахождение в стационаре, полноценное обезболивание (внутривенный наркоз). Кроме того, введена форма информированного согласия женщины на аборт, которая помогает женщине осмысленно отнестись к возможным негативным послеоперационным последствиям и осложнениям.

За последние десять лет число абортов уменьшилось вдвое, а рождаемость продемонстрировала стабильный рост. Если в 2004 г. родилось 1,32 млн детей и было сделано 1,61 млн абортов, то в 2008 г. количество новорождённых (1,54 млн) уже немного превышало число нерождённых детей (1,23 млн). В 2013 г., когда было сделано 881,4 тысячи абортов (в том числе 12,4 тысячи по медицинским показаниям), родилось 1,72 млн детей. В эту статистику не попадают аборты, проведённые в частных клиниках, которые оказывают услугу анонимно, и самостоятельное медикаментозное прерывание беременности. Если спорный законопроект всё же будет принят, в статистику попадут только осложнённые операции, после которых женщины будут оказываться в больницах.

По мнению профессора Института экономики РАН, специалиста в области социальной политики и уровня жизни населения Людмилы Ржаницыной, ужесточение законодательства приведёт к подпольным абортам и фальсификации медпоказаний, на которую будут идти и в государственных, и коммерческих клиниках. По словам эксперта, в Румынии итогом запретов стал резкий скачок криминальных абортов. А жительницы католической Ирландии ездят делать операции в Голландию. Правда, уточняет эксперт, позволить себе это могут обеспеченные женщины, а малоимущие не имеют средств на такую поездку, рожают, а потом не могут обеспечить нежеланного ребёнка.

«Мы очень опасаемся инициатив, которые увеличивают криминальные аборты, то есть обращение в немедицинскую организацию, к каким-то бабкам и неизвестно к кому, потому что при криминальных абортах очень высока смертность женщин, — заявила директор Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава Елена Байбарина. — Нам, главное, не допустить этого перекоса. Именно поэтому Минздрав поддерживает создание кризисных центров для беременных, где им обеспечивается психолого-педагогическая помощь». Суть профилактики абортов в том, чтобы приложить максимум усилий и убедить женщину выносить беременность, считают в Минздраве.

По словам столичного врача акушера-гинеколога с многолетним стажем Ольги Петровой, в своё время именно огромное количество тяжёлых осложнений и смертей женщин заставило власти легализовать аборты. Если сейчас аборты выведут из ОМС, их сразу же возьмут на себя частные центры.

Самый большой бич современного родовспоможения сегодня — это невынашивание беременности. Полностью справиться с этой проблемой пока не удаётся никому в мире. Однако благодаря генным исследованиям будущей матери, ранней диагностике плода с помощью маркёров генетических заболеваний и возможностям внутриутробного оперирования медицина серьёзно продвинулась вперёд.

«Система оказания медицинской помощи сегодня построена таким образом, что каждая женщина, ожидающая ребёнка и находящаяся в группе риска, сразу прикрепляется к перинатальному центру, — рассказала на пресс-конференции руководитель Службы организации медицинской помощи Научного центра акушерства и гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова Любовь Спорышева. — Там следят за её состоянием и в случае необходимости её госпитализируют именно туда. Система перинатальной медицины очень развита по всей стране. К тому же к 2016 г. планируется открытие ещё 32 современных центров родовспоможения. Благодаря всем этим мерам в целом по стране удалось снизить материнскую смертность на 75%. А детскую — среди младенцев с массой тела до 1 кг — на 70%.

Напомнили врачи и о том, что такая некогда сложная и редкая операция, как ЭКО, теперь входит в систему обязательного медицинского страхования. В том году ею воспользовались порядка 2000 человек. В 2015 г. квоты выделены на 600. ЭКО финансируется по системе ОМС в случае, если проблемы с репродуктивным здоровьем у одного из партнёров. И по федеральной программе — если проблемы есть одновременно и у мужа, и у жены.

«Пересадка матки — это настоящая медицинская сенсация, — говорит Лейла Адамян. — И она может стать доступной для наших женщин. Присутствующий на московском конгрессе доктор Матс Бренстром — единственный в мире хирург, которому удалось удачно пересадить матку, готов хоть завтра подписать с нами договор о сотрудничестве. И проводить такие операции и у нас в России, на базе нашего Центра. Пока это только планы, но, уверена, в ближайшее время они реализуются. Подобная операция проводится всего 11-й раз. И впервые удачно. Орган не просто прижился. Женщина (счастливица живёт в Швеции и ей 35 лет) даже смогла забеременеть с помощью ЭКО и родить здорового малыша. Репродуктивная медицина уже совсем не та, что была ещё 10—20 лет назад. Медики научились проводить высокоточные скрининги ещё в первом триместре беременности, выхаживать младенцев с экстремальным весом в 500 г, помогать забеременеть и родить женщинам с миомами и другими гинекологическими заболеваниями.

Тема удорожания стоимости медицинских услуг из-за возросшего курса доллара не кажется мне ведущей. А вот импортозамещение — тема живая. Ничего, как говорится, «голь на выдумки хитра». Появился стимул, чтобы не быть в рабской зависимости. Тем более что кое-что у нас уже имеется как в области металло-, так и электроконструкций. И 40 лет назад помогали женщинам, и сейчас поможем. А что касается международного сотрудничества, то об этом можете не волноваться: медицина и наука вне политики».