Программисты раскритиковали идеи Минкомсвязи по импортозамещению

| статьи | печать

Министерство связи и массовых коммуникаций формирует комплекс мер по импортозамещению в сфере программного обеспечения. В планах ведомства — введение 10-процентного сбора с продажи лицензий на отечественные и иностранные программы, отмена льготы по уплате НДС для разработчиков и создание списка отечественного ПО, которое нужно будет срочно разработать. Участники рынка считают, что реализация идей ведомства приведет к неоправданным расходам бюджетных средств, снижению инвестиционной привлекательности и росту цен на ИТ-рынке России.

Сразу несколько ассоциаций, объединяющих компании из сферы информационных технологий (Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), Некоммерчес­кое парт­нерство «РУССОФТ» Ассоциации разработчиков программных продуктов «Оте­чественный софт», Некоммерческое партнерство содействия развитию свободного программного обеспечения (РАСПО) и Межрегиональная общественная организация «Ассоциация защиты информации»), раскритиковали предложения отраслевого регулятора по импортозамещению.

Как говорится в совместном заявлении, опубликованном на сайте АПКИТ 28 октября, импортозамещение в сегодняшней трактовке ведомства носит характер срочных мер. Но для полноценного развития индустрии, для решения задач информационной безопасности страны более необходимы стратегичес­кие, долгосрочные планы и усилия. «Индустрия родилась не сегодня и, мы уверены, переживет все санкции. Важно, чтобы регулятор был последователен в стратегии, в отраслевой промышленной политике и проводил ее во имя развития отрасли и российской экономики», — подчеркнули программисты.

Первой критике участников рынка подверглась идея по введению 10-процентного сбора с продажи лицензий на отечест­венные и иностранные программы. Эксперты считают, что эта мера лишит российских производителей программ значительной доли прибыли.

Возникшие расходы предприя­тия переложат на потребителей, что в свою очередь снизит покупательную способность российского рынка ИТ и может замедлить приобретение и заказ российских разработок.

При этом эксперты подчерк­нули, что расчет государства на заметное увеличение доходов сомнителен — софт нематериален, сбор с него довольно трудно администрировать. К тому же любые парафискальные платежи снижают собираемость основных налоговых поступлений в государственный бюджет.

Глава Минкомсвязи Николай Никифоров отреагировал быстро и заявил, что ведомство отказалось от идеи специального сбора с продаж компьютерных программ. По его словам, вмес­то введения отдельного налога правительство может отменить программистам льготу по НДС. Участники рынка считают, что этот вариант менее опасный, но приведет к тем же последствиям.

Согласно планам Минкомсвязи собранные тем или иным способом средства будут поступать в фонд, под управлением гос­компании, которая будет их направлять на разработку отечественного ПО. Чтобы получить субсидию из фонда, компания-разработчик должна будет передать государству блокпакет своих акций (25% плюс одна акция).

Таким образом, все права на отечественные программы, разработанные при финансировании фонда, будут переходить к Российской Федерации, то есть поставщик не будет иметь права сделать впоследствии этот продукт тиражным и продавать его другим заказчикам. Другим крайне опасным последствием реализации такой идеи, по мнению представителей отрасли, будет создание неравных условий ведения бизнеса для коммерчес­ких компаний и тех компаний, в которые войдет государство и которым оно будет оказывать преференции. Такое искажение условий конкуренции приведет к изменениям на рынке труда и рынке ИТ-услуг и продуктов, вынудит коммерческие компании менять модели ведения бизнеса или вообще уходить из российской юрисдикции, считают эксперты.

Еще одна инициатива коммуникационного ведомства — создание списка отечественного программного обеспечения, которое нужно будет срочно разработать. «Плохо то, что этот список публично не представлен и открыто не обсуждается. Например, иногда заявляется, что в него должен быть включен пакет офисных программ. Но сейчас существует немало бесплатного офисного ПО, которое не ограничено никакими санкция­ми. Зачем собирать деньги на формирование еще одной версии такого ПО?» — недоумевают представители компаний.

Они также считают непродуктивным предложение чиновников о создании на собранные средства операционной системы и других продуктов, которые будет интересны партнерам по БРИКС и ШОС. Создатели программы сомневаются, что российские разработки будут пользоваться спросом у ­названной категории потребителей.

Разработчики считают, что задача экстренной замены отдельных программных продуктов, поставка или обновление которых по причине санкций оказались под угрозой, может быть решена довольно быстро без введения сборов и других громоздких непрозрачных мер. По их словам, в России уже существует немало сильных рыночных ИТ-компаний, которые могут создать сборку операционной системы Линукс и СУБД для госпредприятий, которые по каким-то причинам хотят отказаться от проверенного проприе­тарного ПО. Существует также немало коммерческих компаний, успешно производящих специализированное программное обеспечение для приложений в конкретных секторах экономики, в том числе в тех, что затронуты санкциями.

Эксперты предложили не терять времени на формирование очередных госкорпораций, а объявить открытый конкурс, ввести понятные прозрачные правила. Относительно небольшие стартовые средства есть в существующих фондах и институтах развития. Дальнейшее финансирование может быть обеспечено госзаказами.

Участники рынка надеются, что министерство учтет мнение отрасли и не пойдет по пути увеличения сборов, установления запретов и усиления государственного контроля над ИТ-рынком. Они убеждены, что в условиях самоизоляции информационные технологии развиваться не смогут, поэтому поднимать выпуск высокопроизводительных товаров и услуг нужно, стимулируя бизнес на это посредством создания комфортной среды, поддерживая конкурентные условия для обес­печения качества разработок, помогая в их выводе на мировой рынок.

К сведению

Санкции не нанесли серьезного ущерба инновационной сфере

Из-за введения санкций в 1-м полугодии текущего года инновационный сектор потерял около 5%. Об этом говорится в отчете Нацио­нальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ). Потери обусловлены в основном недополученными вследствие оттока потенциальных инвесторов вложениями и приостановкой программ сотрудничества в сфере инноваций со странами, поддержавшими санкции.

Основные потери инновационного сектора за 1-е полугодие вследствие введения санкций составили порядка 50 млн долл. «Можно считать, что доля потерь является фоновой (около 5%) при естественном характере снижения объема инвестиций в основном за счет сокращения финансирования „дорогих“ проектов, составившего за 2013 г. порядка 1 млрд долл., вызванного общемировыми кризисными явлениями, и не нанесла серьезного ущерба отечественной сфере инноваций», — резюмировали аналитики ­НАИРИТ. По их мнению, влияние санкций в ближайшее время может стать более ощутимым во многом из-за закрытия ведущими американскими и европейскими компаниями доступа к средствам разработки. Особое беспокойство экспертов вызывают наиболее зависимые от западных технологий отрасли: ИТ, медицина, биотехнологии, транспорт и др.

Вместе с тем в отчетном периоде специалисты зафиксировали целый ряд положительных трендов, обус­ловленных введением санкций. Государство приступило к реа­лизации комплекса мер по стимулированию импортозамещения в сфере инноваций. Как в федеральных, так и региональных ведомствах были созданы соответствующие подразделения, инициирован целый ряд законопроектов. В частности, Мин­экономразвития совместно с экспертным советом при Правительстве РФ приступило к подготовке предложения о повышении требований квотирования закупок российской инновационной продукции госорганами и госкомпаниями. Комиссия Госдумы по развитию стратегических информационных систем готовит поправки в законодательство по поддержке отечественных разработчиков высоких технологий.

Как итог активности государства, в мае-июне доля новых конкурсов в рамках действующих федеральных и региональных программ выросла примерно на 25%. Их общая сумма составила порядка 5 млрд руб. Общий индекс инновационной активности в России вырос на 18%. Число новых старт­апов за отчетный период повысилось на 15%. Причем большая их часть посвящена реальному сектору (68%). По мнению президента ­НАИРИТ Ольги Усковой, такое положение дел объясняется желанием инноваторов максимально использовать ситуацию для реализации своих возможностей.

В мае-июне был отмечен рост числа новых проектов в областях, наиболее зависимых от западных технологий, где импортозамещение наиболее востребовано: биотехнологии (18%), фармацевтика (14), сельское хозяйство (11), микро­электроника (17%). Выросло число проектов и в сферах, смежных с продукцией двойного назначения. Здесь наибольший прогресс наблюдался в сфере создания беспилотных средств и робототехники (21%). Поскольку в прежние периоды проведения мониторинга инновационной среды подобных результатов отмечено не было, то можно с высокой долей вероятности считать ситуацию реакцией на санкции западных стран.

Между тем мнение участников инновационной сферы по поводу влияния санкций на ее состояние и перспективы оказалось в какой-то степени полярным. Согласно социологическому опросу, проведенному ­НАИРИТ в мае-июне, 46% респондентов посчитали, что санкции поспособствуют развитию оте­чественных инноваций. 38% признали, что санкции скажутся негативно, 9% посчитали, что не скажутся никак, и 7% затруднились с ответом.