Авиакорпорации подстраиваются под запросы миллиардеров

| статьи | печать

Компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) сосредотачивает усилия на производстве летательных средств для самых богатых россиян. Авиастроители с горечью признали, что упустили время, отложив изначально планируемый проект производства своего суперджета. Теперь придется догонять заокеанских и европейских конкурентов. Лайнер SSJ 100 в VIP-версии был представлен на авиасалоне Jet Expo во Внуково. Самолет разработан на технической платформе SSJ 100 Basic и является стартовым этапом в реализации проекта по созданию первого российского административного лайнера — Sukhoi Business Jet (SBJ). До конца года SBJ будет передан заказчику — компании «Рособоронэкспорт».

Производство бизнес-джетов не является конвейерным, хотя изготавливают их на основе типовых лайнеров. Палитра линеек самая разнообразная — от относительно небольших Gulfstream, Bombardier и Embraer до летающих дворцов Boeing 787 Dreamliner и Airbus A-380. До сих пор для нужд российской экономики такие машины приходилось закупать за границей. Теперь их будут производить дома.

Кто строит воздушные замки

Отдельным классом персональные самолеты стали в середине прошлого века. Тогда по­явился двухмоторный лайнер Gulfstream, основным предназначением которого была перевозка представителей крупных компаний. В то время наличие собственного самолета олицетворяло богатство и, соответственно, престиж. Сегодня тщеславный перечень дополнен важным аргументом — скорость. Аппетиты предпринимательской среды росли, и авиастроители постарались максимально удовлетворить их. Первой эту нишу заняла компания «Боинг». В 1996 г. она и General Electric создали совместное предприятие Boeing Business Jets (BBJ). Оно и стало заниматься производством больших бизнес-джетов BBJ. Первый Boeing Business Jet был изготовлен на заводе в городе Рентоне 26 июля 1998 г. В октяб­ре этого же года он получил официальный сертификат от американских и европейских ведомств гражданской авиации. Считается, что с этого момента началась коммерческая эксплуатация самолетов этого семейства.

Преимущество этих лайнеров в размерах салона, значительно превосходящих салоны остальных приватных реактивных самолетов. Так, в роскошном частном самолете Airbus A-380 за 500 млн долл., приобретенном членом саудовской королевской семьи и одним из богатейших людей мира, принцем аль-Валид ибн Талал ибн Абдулазиз ас-Саудом, имеется гараж для двух автомобилей Rolls-Royce, конюшня для лошадей и верб­людов, специальный отсек для ястребов и способная вращаться, ориентируясь в сторону Мекки, комната для молитв.

Широкофюзеляжные монстры стали востребованным продуктом. И не только потому, что они находятся в линейке дальнемагистральных. К примеру, Gulfstream G550, при стоимости 50 млн долл., имеет наибольшую дальность полета в своем классе — около 11 000 км. Среди владельцев этого самолета — магнат металлургии, индийский миллиардер Лакшми Миттал и другие люкс-персоны. Но вмес­тимость этого самолета с широкофюзеляжными Boeing и Airbus, конечно же, не сопоставима.

Но современным миллиардерам уже нужны не только быст­рые и комфортные машины, а летающие резиденции. Самым роскошным из современных бизнес-джетов в этом смысле является Airbus A-380. Он имеет рекордные размеры: это широкофюзеляжный самолет с четырьмя двигателями высотой с семиэтажное здание. Площадь крыльев — немногим менее футбольного поля. Багажное отделение способно вместить 70 автомобилей, а пассажирский салон — более 850 пассажиров. Лайнер может преодолеть без дозаправки расстояние в 15 200 км на максимальной скорости в 900 км/ч. Свой «летающий замок» представил и Boeing. Компания разработала модель люкс для высокопоставленных лиц на основе Boeing-787, романтично названном Dreamliner. «Самолет мечты» сегодня имеет две модификации. Одна из них рассчитана на 75 мест, а вторая — на 100. Дальность полета первой модели ­787-8 VIP — 17 740 км, в то время как вторая модификация может преодолеть расстоя­ния до 18 400 км. Площадь салона второй модели больше на 32,5 кв. м и составляет 255,5 кв. м. Стоимость (без излишеств) колеблется в пределах 200 млн долл.

Как протиснуться в нишу

Конкурентная борьба за самый дорогой и престижный сегмент производства бизнес-джетов развернулась между двумя корпорациями — европейской Airbus и американским Boeing. Последнее десятилетие прошлого века стало успешным для компании Airbus. Альтернативная модель А-320 прервала абсолютное доминирование американцев в данном престижном сегменте. Появились VIP-варианты широкофюзеляжных лайнеров Airbus ACJ318, ACJ319, ACJ320 & ACJ321 и, разу­меется, широкофюзеляжных — Airbus ACJ350 Airbus ACJ340 Airbus ACJ330 Airbus ACJ380. По информации производителя, на сегодня им продано более 170 деловых самолетов.

Реакцией Boeing на такой поворот дел стала программа ­737-Х (Next Generation), которую запустили в 1993 г. Модификации серии Next Generation имели совершенно новый технологический подход. Была изменена структура крыла, усовершенствован двигатель, а кабину пилотов оснастили дисплеями. Вертикальные законцовки крыльев способствовали уменьшению расхода топлива и улучшили поведение машины при взлете-посадке. На 30% было сокращено количество составляющих конструкции лайнера, что позволило облегчить массу самолета и улучшить его маневренность. Но если изначально в бизнес-джеты переоборудовали исключительно серию 737, значительно меняя внутреннюю начинку и оснащая машину дополнительными топливными баками, то позже в такой комплектации стали выпускать и Boeing 777, и Boeing 787. Первый полет «элитного» Boeing состоялся в 1998 г. С того времени выпущено более 150 привилегированных самолетов, стоимость которых колеблется в пределах 47 млн — 310 млн долл.

Казалось бы, другим производителям в этом деловом сегмен­те места не найти. Иначе считает ГСС. Российские авиа­строители смело взялись за решение сложной, но необходимой задачи и сконструировали лайнер SSJ 100 в VIP-версии. Всего предполагается выпускать три основные версии бизнес-джета: VIP-вариант, рассчитанный на восьмерых пассажиров и 18 мест в салоне, правительственный — на 19 пассажиров и 22 места в салоне и корпоративный — на 38 пассажиров и столько же мест в салоне. При этом все три варианта могут быть оборудованы отдельным кабинетом, конференц-залом, комнатами отдыха, специальным бортовым трапом и даже душевой кабиной.

Конкурентным техничес­ким отличием SBJ от базовой версии считается повышенная дальность полета, которая обес­печивается установкой дополнительных топливных баков. SBJ в VIP-версии сможет совершать полеты на расстоя­ние до 7800 км, а правительственный вариант — до 7400 км. Это позволит без промежуточных посадок перевозить пассажиров по целому ряду межконтинентальных маршрутов, например из Парижа в Нью-Йорк. При этом SBJ — фактически единственный в мире административный самолет, сочетающий в себе высокий уровень комфорта и низкую стоимость эксплуатации. Каталожная цена российского самолета составляет около 50 млн долл., тогда как чуть более просторные модели Airbus Corporate Jet и Boeing Business Jet, конкурирующие с SBJ, стоят в 2—2,5 раза дороже.

ГСС надеется произвести и продать порядка 80—100 бизнес-версий своих самолетов. Ими, в частности, активно интересуются Федеральная таможенная служба, Минпромторг, а также заказчики из Казахстана, Таиланда и Швейцарии. Суммарный портфель твердых заказов на все семейство самолетов SSJ и SBJ превышает 200 машин. «По SSJ мы наблюдаем положительные изменения конъюнктуры рынка, в первую очередь потому, что наши самолеты показали отличные результаты эксплуатации в Мексике: высокий налет, позитивные отзывы не только со стороны пилотов, но и со стороны пассажиров и персонала авиакомпаний. В результате уже до конца года может быть заключено несколько контрактов на поставку SSJ в Латинскую Америку и другие регионы мира, причем речь идет не только о поставках в 2015 г., но и в 2016—2017 гг.», — говорит глава Объ­единенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян.

Три кита — дальность, экономичность, размер

Что привлекает российских бизнесменов и чиновников в спецбортах? Судить об этом можно, в частности, по представленному недавно анализу пристрас­тий миллиардеров, выполненному исследовательским бюро Ledbury Research (Лондон), по заказу Airbus. Аналитики установили, что миллиардеры предпочитают путешествовать в знакомом окружении и желают иметь возможность перевозить большие группы лиц, включая родственников и сотрудников. Им необходим широкий и прос­торный салон, шикарное место для отдыха и деловых совещаний. Отмечено, что российские миллиардеры чаще всего летают на Средиземноморское побережье. Продолжительность их перелетов не превышает в среднем три-четыре часа. В ряду обязательных пристрас­тий — качество обслуживания и индивидуальный подход.Эти требования имеют первостепенное значение.

Существенным дополнением исследования Ledbury Research стало ежегодное исследование изданием Business Jet Traveler (проект AIN) пользовательских предпочтений представителей деловой авиации. В этом году в опросе участвовало более 1200 читателей журнала (в 2013 г. — около 1100).

Главным результатом текущего опроса стал ответ на вопрос «Как изменится в предстоящем году ваша летная активность на бизнес-джетах?» Почти 40% рес­пондентов ответили, что в течение следующих 12 месяцев планируют летать немного или намного больше.

Респонденты определили три наиболее важных качества деловых самолетов — дальность, экономичность и размер салона. Скорость занимает шестое мес­то, комфорт и оборудование салона — десятое, продуктовая поддержка — 11-е и последнее,
12-е место — объем багажного отделения.