Минфин и Минэкономразвития готовят новые НПА для контрактной системы

| статьи | печать

Почти год применения законодательства о контрактной системе постепенно выявляет слабые стороны в ее регулировании, в связи с чем ­доработка нормативной базы не останавливается ни на минуту. На повестке дня — проект постановления Правительства РФ, разработанный Минфином и направленный на ограничение закупок предметов роскоши, а также несколько разработанных Минэкономразвития изменений. Планируется, что данные акты одновременно вступят в силу с 1 января следующего года.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обес­печения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) предусмотрены:

  • запрет госзакупок предметов роскоши и товаров с избыточными потребительскими свойствами (ч. 2 ст. 19);
  • обязанность государственных и муниципальных заказчиков проводить закупки не менее, чем на 15% от общего годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 30);
  • обязанность заказчиков обос­новывать закупки (ст. 18).

Для реализации всех этих положений Минфином и Мин­экономразвития России разрабатываются соответствующие проекты постановлений Правительства РФ. Среди ожидаемых изменений числится и распространение положений Закона № 44-ФЗ на унитарные предприятия при осуществлении ими капитальных вложений уже с 1 января 2015 г., а не с 1 января 2017 г., как это установлено сейчас.

Госзакупки автомобилей и кожаных кресел для чиновников ограничат

Идея исключить закупки государственными и муниципальными заказчиками товаров, которые имеют избыточные потребительские свойства (эргономические, эстетические, технологические и др.) или являются предметами роскоши, высказывалась уже довольно давно. Еще в конце прошлого года на портале regulation.gov.ru был размещен текст проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении общих правил нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», разработанный Минэкономразвития России. Этим до­кумен­том в том числе предполагалось утвердить общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчика. Правда, публичное обсуждение до­кумен­та закончилось еще в прошлом октябре, а до следующего этапа (судя по данным портала) до­кумен­т так и не добрался.

В этом году на портале был опубликован другой проект постановления Правительства РФ с созвучным названием «Об утверждении Требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)», разработанный Минфином России. Публичные консультации по нему уже закончились (впрочем, замечаний эксперты не высказали), сейчас до­кумен­т проходит процедуру ОРВ. Целью разработки и принятия постановления является ограничение закупок за счет бюджетных средств товаров, работ и услуг с явно завышенными потребительскими свойствами, стоимостью или в явно завышенных количествах. Практики уже не раз отмечали наличие такой проблемы, поскольку Закон № 44-ФЗ хоть и запрещает закупки предметов роскоши и продукции с избыточными потребительскими свойствами, механизмов реализации этих запретов не содержит (ч. 2 ст. 19 Закона № 44-ФЗ, см. также «ЭЖ», 2013, № 48, с. 12).

В соответствии с проектом перечни «запретных» товаров будут разрабатываться на двух уровнях — общем (должен быть утвержден рассматриваемым постановлением) и ведомственном (такие перечни должны разработать и утвердить федеральные органы власти и органы управления внебюджетными фондами до конца следующего года).

Под требованиями к приобретаемым товарам, работам, услугам понимаются утвержденные требования к количеству (объему) и качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ и услуг, которые поз­воляют осуществить обеспечение федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, но не приводят к закупкам товаров, работ и услуг, имею­щих избыточные потребительские свойства или являющихся предметами роскоши.

В перечне, который размещен в качестве приложения к минфиновскому проекту, числятся такие товары, как автомобили (личные, а также для перево­зок до десяти пассажиров), офисная мебель, включая кожаные кресла, офисная техника, компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны и др.

При составлении ведомственных перечней «роскошных товаров» госзаказчики обязаны будут дополнять предложенные Минфином наименования товаров своими вариантами, если средняя арифметическая значений следующих критериев превышает 20%:

доля расходов на приобретение по соответствующему коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) в общем объеме расходов на приобретение товаров, работ, услуг;

доля количества контрактов на приобретение товаров, работ, услуг (доля количества (объ­ема) товаров (работ, услуг) по соответствующему коду ­ОКПД в общем количестве контрактов на приобретение товаров, работ, услуг, заключаемых органами власти и подведомственными заказчиками.

При желании госзаказчики смогут пополнять общий перечень товаров новыми на­именованиями, даже если они не отвечают указанным выше процентным критериям, но необходимость такого ограничения придется обосновать.

Обоснование госзакупок, отчеты по контрактам с СМП

Поправки в нормативную базу по госзакупкам также должны внести, в случае принятия, проекты постановлений Правительства РФ «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ, услуг для обес­печения государственных и муниципальных нужд и формы такого обоснования» и «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об объ­еме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций», а также проект федерального закона «О внесении изменений в статью 112 Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“». Все три до­кумен­та размещены на портале regualtion.gov.ru
и проходят публичное обсуждение до 12, 9 и 10 октября соответственно.

Проект постановления о порядке обоснования закупок разработан (как и проект против закупок предметов рос­коши), по сути, для пресечения необос­нованного расходования бюджетных средств. Обоснование закупок нужно для того, чтобы установить и подтвердить необходимость планируемой закупки и ее соответствие целям осуществления госзакупок в целом (удовлетворение федеральных, региональных или муниципальных нужд).

Обоснование закупок будет включать в себя обоснование объекта закупки, начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) а также способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Что касается законопроекта с изменениями в Закон № 44-ФЗ, то МУПы и ГУПы он явно не обрадует. Дело в том, что согласно ч. 26 ст. 112 Закона № 44-ФЗ положения данного закона с 1 января 2017 г. должны распространяться на указанные субъекты в случае осуществления ими капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на бюджетные деньги. Минэкономразвития России предлагает ускорить процесс на два года «в целях эффективного расходования бюджетных средств и снижения возможных коррупционных проявлений».