Бизнес требует не расширять «черный» список Минфина

| статьи | печать

Тотальный контроль всех контролируемых иностранных компаний (КИК) может создать трудности сотням тысяч отечественных предприятий, считают эксперты РСПП. Поэтому они разработали свой вариант законопроекта, предполагающий сокращение перечня стран, юрисдикция которых попадает в «черный» список финансового ведомства, и снижение налогов для КИК.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) представил свой вариант знаменитого законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс в части налогообложения прибыли конт­ролируемых иностранных компаний.

Поскольку количество иностранных компаний, контролируемых российскими резидентами, составляет сотни тысяч единиц, аналитики РСПП при разработке документа постарались предусматривать прос­той и понятный порядок администрирования. Кроме того, проект закона, по их мнению, не должен стимулировать уход налогоплательщиков в тень и ухудшать конкурентоспособность российского бизнеса за рубежом. Еще одной целью его разработки было стимулирование возврата средств в экономику России.

Главной новацией законопроекта РСПП стало ограничение сферы действия правил КИК странами из текущего «черного» списка Минфина, куда входят Кипр, Нидерланды, Швейцария и Люксембург. При этом данный перечень должен оставаться неизменным в течение пяти лет действия закона.

В качестве мотивации такого предложения разработчики законопроекта указывают на то, что существующий «черный» список уже содержит юрисдикции, компании из которых в основном используются для схем ухода от налогов и концент­рации выведенных из-под налогообложения средств. Неизменность же перечня обес­печит необходимую стабильность налогового режима в РФ, которая является важной составляющей качества инвестиционного климата в стране.

Одновременно предполагается внести изменения в Соглашения об избежании двойного налого­обложения со странами, где наиболее часто регистрируют «дочки» российские компании (те же Кипр, Нидерланды, Швейцария и Люксембург), увеличив минимальную налоговую ставку по налогу у источника в отношении дивидендов до 9%.

Контролируемой иностранная компания будет считаться, если доля российского участника составляет 50% плюс 1 акция.

Такой порог позволит включить в периметр налогообложения иностранные организации, которые действительно находятся под контролем российских акционеров. Данный подход, по словам авторов проекта закона, соответствует принятой международной практике.

Критерием наличия контроля над иностранной компанией становится возможность оказывать определяющее влияние на ее решения в вопросах распределения полученной прибыли на основании договора, предметом которого является управление данной организацией.

А объектом налогообложения — сумма прибыли КИК, подлежащая распределению по данным финансовой отчетнос­ти, составленной по местным национальным правилам, за вычетом уплаченного налога и уменьшенная на величину выплаченных по итогам отчетного периода дивидендов.

Эксперты РСПП подчеркивают, что расчет налогооблагаемой прибыли по данным финансовой отчетности КИК является достаточно простым для налогоплательщиков и одновременно обеспечивает необходимую прозрачность для эффективного контроля со стороны налоговых органов.

Минимальный порог годовой прибыли для целей налого­обложения КИК устанавливается на уровне 10 млн руб. Причем для снижения административной нагрузки на налогоплательщиков, уменьшения объема работы налоговиков и обеспечения плавного внедрения новых правил в 2016 г. пороговое значение прибыли предлагается на уровне 50 млн руб., в 2017 г. — 30 млн руб.

Интересная деталь: проект закона предусматривает возможность уменьшения прибыли КИК на величину ее инвес­тиций, совершенных в виде вклада в уставный капитал (имущество) российской организации или приобретения ее акций (доли). То есть документ предполагает стимулирование возврата средств в Россию, что особенно важно в нынешней ситуации с оттоком капитала за рубеж.

Ключевые элементы законопроекта, по словам президента РСПП Александра Шохина, поддержаны руководством страны. А значит, велика вероятность, что основные предложения бизнеса будут приняты на уровне законодательства, и «черный» список Минфина останется по-прежнему коротким.