В апреле продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, согласно очередному отчету Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, упали на самый низкий уровень с начала года. Причем, как показывает его статистика, снижение продаж коснулось прежде всего автомобилей нижнего ценового ряда. Увереннее чувствуют себя марки и модели авто, рассчитанные на более тугие кошельки.
В январе — апреле 2014 г. продажи в России новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизились к соответствующему периоду прошлого года, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, на 4%, или на 32 567 штук. Всего за четыре месяца 2014 г. было продано 829 046 автомобилей.
Апрель 2014 г. отличился снижением уровня продаж в годовом сопоставлении на 8%, или на 18 739 штук. За прошлый месяц реализовано 226 526 автомобилей. Таким образом, апрель не поддержал наметившуюся в предыдущие два месяца тенденцию на стабилизацию российского рынка названных автомобилей и стал для него пока худшим месяцем с начала года. Заметим, однако, что это не самый низкий относительный показатель с начала в прошлом году падения рынка. Напомним, что и в апреле 2013 г. продажи на нем снизились в годовом выражении тоже на 8%. Другое дело, что на низкой сравнительной базе прошлого года нынешнее падение продаж выглядит печальнее. Впрочем, она не должна быть столь уж глубокой, если вспомнить, что в прошлом году действовала государственная программа льготного автокредитования, а с 2014-го ее прикрыли.
Ценителям конкретных марок должно быть интересно взглянуть на представленную таблицу. В целом по ее данным можно сказать, что снижение продаж в большей степени коснулось тех марок, которые на нашем рынке делают упор на недорогие или средней цены модели для массового покупателя. Для растущей экономики с растущими доходами в целом небогатого населения это правильная стратегия, но времена в России повернулись в обратную сторону — экономика того и гляди начнет снижаться, доходы граждан уже сокращаются.
Не у всех, конечно, они сокращаются, что тоже можно заметить по таблице — марки, которые в народе твердо ассоциируются с дорогими или верхнего среднего ценового ряда автомобилями, в основном показали рост продаж или их стабильность. Посмотрите, например, на «Мазду», «Мерседес», БМВ, «Джип», «Порше», «Ягуар»… Вот «кадиллаки» почему-то разонравились (–11% и за четыре месяца, и в апреле). Пока не заладились по итогам января — апреля продажи «Инфинити» (–4%), но в прошлом месяце они год к году подскочили на 82%, что вселяет надежду на благополучный год для такого замечательного автомобиля. У БМВ в апреле, наоборот, в продажах спад (–3% при росте на 6% за четыре месяца). Но, возможно, это временный каприз рынка. Хуже, если и среди «достойных» покупателей достойным автомобилям становится тесно.
Стоит обратить внимание также на первую десятку лидеров продаж по моделям. По-прежнему в ней все автомобили собираются в России, и по-прежнему во главе десятки, несмотря на падение продаж, стоит вазовское детище. Но интереснее другое — притом что в лидерском списке те самые недорогие или по нижней границе среднего ценового ряда модели авто для массового покупателя, не у всех продажи снизились.
Присмотримся к счастливчикам. New Rio KIA — 6% прироста продаж за январь — апрель, Duster Renault — 9% соответственно, Largus (ура!) Lada — 43%, Almera Nissan — 2744%. Что их объединяет помимо роста продаж? Это относительно новые или хорошо обновленные модели на рынке (был Rio, стал New Rio). Новинки всегда оттягивают на себя значительную часть покупателей, а в условиях сокращения круга последних это особенно важно. Можно припомнить не столь давний пример с продукцией АвтоВАЗа: продажи выведенной на рынок новой Granta резво росли на фоне падения интереса покупателей к предыдущим моделям нашего автогиганта. Теперь, как видим, Granta вверху рейтинга продаж, но падает быстрее рынка, а пример роста ей показывает новичок Largus.
Отдельно впечатляет рост продаж Almera, но на тысячи процентов рост бывает на очень низкой сравнительной базе. Хотя, может быть, эта «японка» — еще и та самая «золотая середина» для не самой богатой публики.
Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер так прокомментировал апрельские данные по автопродажам: «После короткого периода восстановления рынок возвращается к отрицательным индексам роста. Очевидно, что недавняя волна повышения цен, вызванная ослаблением рубля, оказывает влияние на потребительский спрос, который был изначально достаточно неустойчив. В ближайшее время ситуация на рынке вряд ли изменится в условиях замедляющейся экономики».
Грустное заявление. Надо ожидать снижения прогноза АЕБ по авторынку на этот год. И остается напомнить, что снижение продаж автомобилей — яркий сигнал к наступлению экономического спада.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам за периоды январь — апрель 2014/2013 гг. и апрель 2014/2013 гг.1 *
|  
         МАРКА  |   
         январь — апрель  |   
         апрель  |  ||||
|  
         2014  |   
         2013  |   
         YoY %  |   
         2014  |   
         2013  |   
         YoY %  |  |
|  
         Lada  |   
         128633  |   
         151527  |   
         –15  |   
         37030  |   
         44100  |   
         –16  |  
|  
         Renault*  |   
         63647  |   
         67208  |   
         –5  |   
         17395  |   
         19178  |   
         –9  |  
|  
         KIA  |   
         60033  |   
         60027  |   
         0  |   
         17744  |   
         18303  |   
         –3  |  
|  
         Nissan*  |   
         57579  |   
         44188  |   
         30  |   
         11835  |   
         8272  |   
         43  |  
|  
         Hyundai*  |   
         57240  |   
         56582  |   
         1  |   
         15933  |   
         15868  |   
         0  |  
|  
         Toyota*  |   
         50160  |   
         44610  |   
         12  |   
         15103  |   
         15278  |   
         –1  |  
|  
         Chevrolet  |   
         48586  |   
         52489  |   
         –7  |   
         13279  |   
         16083  |   
         –17  |  
|  
         VW  |   
         45828  |   
         49477  |   
         –7  |   
         11497  |   
         14203  |   
         –19  |  
|  
         Mitsubishi  |   
         27943  |   
         26322  |   
         6  |   
         6101  |   
         7182  |   
         –15  |  
|  
         koda  |   
         26616  |   
         26107  |   
         2  |   
         7724  |   
         7488  |   
         3  |  
|  
         Opel  |   
         24493  |   
         26731  |   
         –8  |   
         6493  |   
         6899  |   
         –6  |  
|  
         Ford*  |   
         22760  |   
         32289  |   
         –30  |   
         5387  |   
         8635  |   
         –38  |  
|  
         ГАЗ ком. авт. *  |   
         20318  |   
         24166  |   
         –16  |   
         6274  |   
         7183  |   
         –13  |  
|  
         Daewoo  |   
         17369  |   
         20139  |   
         –14  |   
         4511  |   
         4241  |   
         6  |  
|  
         Mazda  |   
         15818  |   
         12831  |   
         23  |   
         4208  |   
         2206  |   
         91  |  
|  
         Mercedes-Benz  |   
         14821  |   
         12165  |   
         22  |   
         4437  |   
         3570  |   
         24  |  
|  
         BMW  |   
         12836  |   
         12063  |   
         6  |   
         3136  |   
         3245  |   
         –3  |  
|  
         УАЗ*  |   
         12539  |   
         15931  |   
         –21  |   
         4073  |   
         4580  |   
         –11  |  
|  
         Audi  |   
         11946  |   
         11929  |   
         0  |   
         3660  |   
         3651  |   
         0  |  
|  
         Peugeot*  |   
         8792  |   
         11607  |   
         –24  |   
         2015  |   
         3300  |   
         –39  |  
|  
         Honda  |   
         8760  |   
         7697  |   
         14  |   
         1971  |   
         2749  |   
         –28  |  
|  
         Citroёn*  |   
         8164  |   
         8619  |   
         –5  |   
         1925  |   
         2672  |   
         –28  |  
|  
         SsangYong  |   
         7739  |   
         9409  |   
         –18  |   
         2006  |   
         2306  |   
         –13  |  
|  
         Suzuki  |   
         7113  |   
         8954  |   
         –21  |   
         1983  |   
         2921  |   
         –32  |  
|  
         Lifan  |   
         6783  |   
         6437  |   
         5  |   
         2178  |   
         2116  |   
         3  |  
|  
         Land Rover  |   
         6769  |   
         6141  |   
         10  |   
         1866  |   
         1641  |   
         14  |  
|  
         Chery  |   
         6752  |   
         6269  |   
         8  |   
         1801  |   
         2112  |   
         –15  |  
|  
         Geely  |   
         6598  |   
         6573  |   
         0  |   
         1747  |   
         2312  |   
         –24  |  
|  
         Great Wall  |   
         5595  |   
         6928  |   
         –19  |   
         1735  |   
         2243  |   
         –23  |  
|  
         Subaru  |   
         5495  |   
         5897  |   
         –7  |   
         1772  |   
         1888  |   
         –6  |  
|  
         Lexus  |   
         5475  |   
         4938  |   
         11  |   
         2100  |   
         1726  |   
         22  |  
|  
         Volvo  |   
         4709  |   
         3974  |   
         18  |   
         1467  |   
         1066  |   
         38  |  
|  
         VW ком. авт. *  |   
         4485  |   
         4917  |   
         –9  |   
         1204  |   
         1451  |   
         –17  |  
|  
         Infiniti  |   
         3114  |   
         3246  |   
         –4  |   
         776  |   
         427  |   
         82  |  
|  
         Jeep  |   
         2507  |   
         1198  |   
         109  |   
         650  |   
         353  |   
         84  |  
|  
         FIAT*  |   
         2437  |   
         1890  |   
         29  |   
         682  |   
         646  |   
         6  |  
|  
         Mercedes-Benz ком. авт. *  |   
         2114  |   
         1201  |   
         76  |   
         604  |   
         366  |   
         65  |  
|  
         Porsche  |   
         1191  |   
         1149  |   
         4  |   
         481  |   
         372  |   
         29  |  
|  
         FAW  |   
         1129  |   
         1028  |   
         10  |   
         342  |   
         522  |   
         –34  |  
|  
         Jaguar  |   
         558  |   
         442  |   
         26  |   
         152  |   
         121  |   
         26  |  
|  
         SEAT  |   
         550  |   
         1217  |   
         –55  |   
         241  |   
         357  |   
         –32  |  
|  
         MINI  |   
         549  |   
         803  |   
         –32  |   
         149  |   
         244  |   
         –39  |  
|  
         Cadillac  |   
         493  |   
         551  |   
         –11  |   
         154  |   
         173  |   
         –11  |  
|  
         BAW*  |   
         472  |   
         634  |   
         –26  |   
         118  |   
         151  |   
         –22  |  
|  
         ZAZ  |   
         352  |   
         1331  |   
         –74  |   
         56  |   
         401  |   
         –86  |  
|  
         Changan  |   
         285  |   
         —  |   
         —  |   
         90  |   
         —  |   
         —  |  
|  
         Haima  |   
         161  |   
         86  |   
         87  |   
         71  |   
         3  |   
         2267  |  
|  
         Acura2  |   
         112  |   
         —  |   
         —  |   
         112  |   
         —  |   
         —  |  
|  
         Smart  |   
         99  |   
         38  |   
         161  |   
         27  |   
         14  |   
         93  |  
|  
         Isuzu*  |   
         98  |   
         32  |   
         206  |   
         42  |   
         9  |   
         367  |  
|  
         Bogdan3  |   
         92  |   
         1024  |   
         –91  |   
         —  |   
         247  |   
         —  |  
|  
         Brilliance4  |   
         75  |   
         —  |   
         —  |   
         75  |   
         —  |   
         —  |  
|  
         JAC5  |   
         58  |   
         —  |   
         —  |   
         58  |   
         —  |   
         —  |  
|  
         Luxgen  |   
         57  |   
         —  |   
         —  |   
         18  |   
         —  |   
         —  |  
|  
         ТагАЗ*  |   
         52  |   
         94  |   
         –45  |   
         14  |   
         30  |   
         –53  |  
|  
         Chrysler  |   
         46  |   
         54  |   
         –15  |   
         10  |   
         15  |   
         –33  |  
|  
         Иж  |   
         18  |   
         374  |   
         –95  |   
         0  |   
         123  |   
         –100  |  
|  
         Dodge  |   
         15  |   
         74  |   
         –80  |   
         6  |   
         23  |   
         –74  |  
|  
         Foton*  |   
         9  |   
         6  |   
         50  |   
         2  |   
         0  |   
         —  |  
|  
         Alfa Romeo  |   
         9  |   
         —  |   
         —  |   
         6  |   
         —  |   
         —  |  
|  
         Total  |   
         829,046  |   
         861,613  |   
         –4  |   
         226,526  |   
         245,265  |   
         –8  |  
1 — Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по маркам, если присутствуют в продуктовой линейке марки (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. LCV<3,5 т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6 т). Возможны незначительные корректировки данных по легкой коммерческой технике.
* Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и автомобили местной сборки.
