Россияне меняют «жигули» на иномарки

| статьи | печать

Россияне все чаще отказываются от покупки автомобилей отечественных брендов в пользу новых иномарок «бюджетного» сегмента. Продажи автомобилей отечественных брендов в 2012 г. снизились на 5,2%. При этом их доля на российском рынке сократилась — до 26,2%. По прогнозам экспертов, в текущем году доля российских машин продолжит сокращаться. Помимо усиления конкуренции со стороны недорогих иномарок свою роль в этом сыграют и китайские производители, которые пока занимают 3% от всего рынка.

О тенденциях развития автомобильного рынка эксперты говорили в ходе онлайн конференции «Российский авторынок: падение продаж и скромные прогнозы», организованной порталом «Финам».

Как сообщила Татьяна Луковецкая, главный управляющий директор розничного подразделения компании «РОЛЬФ», продажи автомобилей отечественных брендов в 2012 г. снизились на 5,2% — до 765 110 автомобилей — по сравнению с 2011 г. Доля рынка отечественных брендов сократилась в 2012 г. на 4,3 п.п. — до 26,2%. По мнению эксперта, данный тренд связан с тем, что россияне все больше переориентируются на новые иномарки, в частности, бюджетного сегмента. Кроме того, негативно на объемах продаж российских машин сказалась отмена государственных программ утилизации и льготного кредитования, которые были серьезными стимулами роста продаж отечественных брендов (в 2012 г. уже не действовали). В качестве дополнительного фактора можно отметить, что «АвтоВАЗ» снял с производства «классику», которая была по цене вне конкуренции.

«АвтоВАЗ» сохраняет оптимизм

В программе развития «АвтоВАЗа» до 2020 г. говорится, что рыночная доля LADA на российском рынке к 2020 г. составит около 23% против 18% в 2012 г. Согласно документу в период с 2012-го по 2020 г. компания инвес­тирует около 180 млрд руб. «АвтоВАЗ» рассчитывает, что это позволит автомобилям компании к 2020 г. достигнуть показателей качества, сравнимых с иномарками в соответствующем ценовом сегменте.

По мнению экспертов, предприятию будет непросто достичь плановых показателей. «Позиции у „АвтоВАЗа“ сильные. Компания по-прежнему останется крупным игроком по продажам автомобилей. Однако серьезную конкуренцию бренду LADA будут составлять бюджетные иномарки», — пояснила Т. Луковецкая.

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, по итогам 2012 г. доля рынка бюджетных автомобилей (Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Renault Logan, Renault Sandero) выросла на 2,3 п.п. — до 20,6%. Кроме того, более 50% российского парка автомобилей — старше 10 лет. Автомобили физически изношены, и автовладельцы будут менять их в любом случае. По прогнозам «РОЛЬФ», бюджетные иномарки будут первыми, на которые будут смотреть россияне при выборе новой машины, поскольку у них соотношение «цена-качество» на высоком уровне.

Алексей Терещенко, директор по стратегическому развитию холдинга «Атлант-М» отметил, что доля бренда LADA продолжит постепенно сокращаться, в том числе по мере перераспределения сборочных мощнос­тей «АвтоВАЗа» под Renault и Nissan. Тем не менее, по его словам, в 2013—2014 гг. «АвтоВАЗ» останется лидером отечественного авторынка. Эксперт подчеркнул, что продажи бренда LADA как такового в 2012 г. в России превосходят ближайших преследователей — Chevrolet, Renault, Kia, Volkswagen, Hyundai — в 2,5—3 раза, то есть запас прочности еще большой. Но в 2011 г. разрыв был еще больше — в 5—6 раз.

С тем, что доля российских марок на рынке, в частности LADA, в 2013 г. продолжит сокращаться, согласны и аналитики агентства «Автостат». По их мнению, помимо усиления конкуренции со стороны иномарок, особенно бюджетного сегмента, свою роль в этом сыграют и китайские производители, суммарная доля которых сейчас находится на уровне 3% от всего рынка.

Продажам авто пророчат стагнацию

Что касается российского рынка легковых автомобилей в целом, по оценке «Автостата», он в текущем году останется на уровне 2012 г. (2,76 млн единиц) либо снизится на 5—8%. Это связано с насыщением рынка, а текущий уровень продаж примерно в 250 000 машин в месяц соответствует нынешней покупательской способнос­ти населения. Кроме того, доходы населения растут очень медленно, доля кредитных продаж стабилизировалась. Стимулирующих программ со стороны правительства сейчас нет, поэтому основным драйвером рынка в ближайшее время станут различные акции со стороны автопроизводителей и дилеров (скидки, бонусы, подарки и т.п.), считают в аналитическом агентстве.

В свою очередь А. Терещенко ожидает небольшого роста, то есть объем рынка, по его оценке, превысит три млн автомобилей. При этом в 1-м полугодии роста практически не будет, а вот во 2-м на фоне не очень хорошего 2-го полугодия 2012 г. будет плюс, полагает эксперт. Одна из возможных причин роста — постепенное при­остановление оттока капитала, вероятный рост в цене российских активов, что будет сопровождаться притоком на российский финансовый рынок более дешевых ресурсов и снижением ставок по автокредитам.

«Последние три года рынок очень быстро восстанавливался после кризиса, но если посмотреть на данные последних месяцев 2012 г., то рост остановился, а показатели продаж месяц к месяцу в ряде случаев показывают падение. Именно с этим связаны беспрецедентные скидки практически у всех дилеров в конце года», — отметил Евгений Шаго, глава аналитического департамента УК «Ингосстрах-Инвестиции». Он подчеркнул, что пока предпосылок для возобновления роста нет. Как пояснил аналитик, показатель объема продаж автомобилей очень чутко реагирует на изменение доходов населения и потребительских настроений, доходы в 2012 г. росли очень слабо, несмотря даже на резкий рост зарплат силовиков в начале года. В 2013 г. очевидного повода для такого роста нет вообще.

Более оптимистичный прогноз представила Т. Луковецкая. По ее словам, российский авторынок может стать крупнейшим рынком Европы в 2013 г., обогнав Германию, а объем продаж, по пессимистическому сценарию «РОЛЬФ», составит 3,01 млн автомобилей с ростом на 1,5% по сравнению с 2012 г. (по оптимистическому сценарию прирост составит 7,4% — до 3,19 млн автомобилей).

В своих прогнозах компания основывалась на том, что продажи иномарок бюджетного и премиального сегментов, а также кроссоверов будут расти, как за счет того, что граждане будут пересаживаться на новые автомобили со старых, так и за счет вывода на рынок новых моделей.

Кроме того, увеличение производственных мощностей автоконцернов, работающих в России, позволит увеличить доступность наиболее востребованных моделей, например, Renault Duster, что благоприятно скажется на объемах продаж.

Также окажут благоприятное влияние на торговлю и процентные ставки по автокредитам, которые по оценке «РОЛЬФ», в 2013 г. останутся на уровне 2012 г.

комментарий

Авторынок надеется избежать кризиса

Вслед за Европой в России наметился спад продаж автомобилей. То же самое происходило и в 2008 г.

Может ли этот провал явиться опережающим индикатором очередной волны кризиса в 2013 г.?

Евгений Шаго, глава аналитического департамента УК «Ингосстрах-Инвестиции»

Может. В 2008 г. именно так и случилось, продажи авто в России начали падать с мая (месяц к месяцу), острая фаза кризиса пришлась на осень, ВВП ушел в минус в IV квартале (правда год к году). В Европе похожая ситуация, но все несколько сложнее и не столь очевидно, нужно смотреть отдельные страны.

Сейчас продажи перестали расти (месяц к месяцу) в октябре, острой фазы кризиса пока нет и, вероятно, не будет, но это лишь потому, что ЦБ извлек уроки из 2008 г. и не допустит коллапса банковской системы. Что касается ВВП, то с темпов роста в районе 5% в начале 2012 г. мы сползли к 2,8% в III квартале. А ноябрьские темпы замминистра экономического развития Андрей Клепач оценил в 1,9%. Тенденция, однако. Ничто не мешает перейти нулевую отметку в 2013 г. А это уже рецессия, или другими словами кризис. Вопрос только в том, что считать кризисом.

Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат»

Пока явных признаков очередной волны кризиса нет. Для нашего рынка определяющий фактор — цены на нефть. Пока они выше 80—100 долл. за баррель, можно спать спокойно. Уйдут ниже 60—70 — можно готовиться к худшему сценарию.

Алексей Терещенко, директор по стратегическому развитию холдинга «Атлант-М»

Наложение графиков продаж помесячно 2007—2008 и 2011—2012 гг. показывает, что до лета 2012 г. они отличались незначительно. Потом на графике 2008 г. в целом пошло падение, и чем дальше, тем хуже, а на графике 2012 г. — стабилизация. Ситуация принципиально разная, и для повторения кризиса в России в данный момент оснований нет.

Татьяна Луковецкая, главный управляющий директор розничного подразделения «РОЛЬФ»

Сравнивать европейский и российский авторынки не совсем корректно. Европейский авторынок — сформировавшийся, зрелый. Кроме того, средний возраст европейского автопарка не превышает восемь лет, а основной парк автомобилей — до четырех лет. При этом европейцы могут отложить покупку автомобиля «на потом», если будут считать, что данная инвестиция для них сейчас неактуальна.

В России ситуация иная. Наш рынок развивающийся, молодой. То, что произошло в 2012 г., в частности, снижение темпов роста продаж — не катастрофа. Дело в том, что «эффект низкой базы» исчерпал себя — российские потребители удовлетворили отложенный спрос и сейчас рынок развивается поступательно, плавно. Поэтому говорить о том, что снижение темпов роста продаж автомобилей в России и Европе — очевидные предвестники нового экономического кризиса, я бы поостереглась.