1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 5012

Поправки в НК РФ: кнут и пряник

Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ внес изменения сразу в две части Налогового кодекса. Одно из приятных нововведений — больше не надо будет сообщать в инспекцию об открытии или закрытии счетов. Неприятная поправка — для ряда организаций, применяющих «упрощенку» или «вмененку», налоговая нагрузка увеличится. Есть новации и для физических лиц — владельцев недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Подробности — в теме номера.

Комментируемый закон1 внес достаточно много поправок в первую часть НК РФ. Новации затрагивают интересы как организаций, так и физических лиц. Сначала остановимся на новшествах, которые касаются организаций и индивидуальных предпринимателей.

Откорректированы обязанности налогоплательщиков

Подпункт 5 п. 1 ст. 23 НК РФ дополнен следующим положением. Религиозные организации, у которых за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов, могут не представлять в налоговый орган по месту своего нахождения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Организации и индивидуальные предприниматели больше не должны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства бизнесмена) об открытии или закрытии счетов (лицевых счетов), а также о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для перевода электронных денежных средств. Такая обязанность была преду­смотрена подп. 1, 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ. Теперь эти нормы признаны утратившими силу.

Кроме того, из ст. 23 НК РФ исключен п. 3, согласно которому нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны были сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности. Также больше не должны сообщать в налоговую инспекцию об открытии или закрытии счетов управляющие товарищи, ответственные за ведение налогового учета на основании договора инвестиционного товарищества. Подпункт 4 п. 4 ст. 24.1 НК РФ, устанавливающий такую обязанность, исключен из Налогового кодекса.

В связи с тем что у налогоплательщиков теперь отсутствует обязанность сообщать налоговым органам сведения о своих счетах, утратила силу ст. 118 НК РФ, предусматривающая ответственность за нарушение срока представления таких сведений.

Названные поправки вступают в силу по истечении месяца со дня официального опубликования закона, то есть со 2 мая 2014 г.

Новации для контролируемых сделок

Законодатели расширили перечень случаев, когда сделки не признаются контролируемыми даже при условии, что они удовлетворяют условиям, предусмот­ренным п. 1—3 ст. 105.14 НК РФ. Соответствующие изменения внесены в п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Он дополнен сделкой в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, осуществляе­мого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.98 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».

Внесены поправки в порядок подачи налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках. Пункт 2 ст. 105.16 НК РФ дополнен следующей нормой. В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в ранее представленном уведомлении недостоверных сведений, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ. Напомним, что согласно ей за представление в налоговой орган уведомления о контролируемых сделках, в котором содержится недостоверная информация, на налогоплательщика налагается штраф в размере 5000 руб.

Изменения по контролируемым сделкам вступают в силу со 2 мая 2014 г.

В «упрощенке» и «вмененке» появились новые правила

Начнем с упрощенной системы налогообложения. Внесены изменения в п. 2 ст. 346.11 НК РФ. Сейчас согласно данной норме Кодекса организации, перешедшие на «упрощенку», освобождаются от уплаты налога на имущество. Комментируемый закон вводит поправку, предусматривающую исключение из этого правила. Если на балансе компании числятся объекты недвижимости, для которых налоговая база по налогу на имущество ­определяется как их кадастровая стоимость, то она должна будет платить ­налог на имущество по данным объектам.

Напомним, что с 1 января 2014 г. субъектам РФ дано право в отношении отдельных видов недвижимости устанавливать новый порядок исчисления налога на имущество исходя из их кадастровой стоимости. Изменения в главу 30 НК РФ были внесены Федеральным законом от 02.11.2013 № 307-ФЗ (подробнее об этом см. «БП», 2013, № 45). Перечислим объекты недвижимости, на которые распространяются новые правила. Это:

■ административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

■ нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

■ объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представи­тельства.

Как видите, после вступления в силу поправок (с 1 января 2015 г.) налоговая нагрузка увеличится для компаний, у которых есть вышеперечисленные объекты, и если на территории, где они располагаются, региональные влас­ти ввели новый порядок расчета налога на имущество.

Следующая поправка. Подпункт 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не разрешает применять «упрощенку» организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Однако на некоторых лиц данное ограничение не распространяется. Комментируемый закон откорректировал третью и четвертую позицию этого списка. Напомним, что в них значатся:

■ хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, учрежденные бюджетными и автономными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

■ хозяйственные общества и партнерства, учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательными организациями высшего образования, которые являются бюджетными и автономными учреждениями.

При этом деятельность таких обществ и партнерств должна заключаться в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной дея­тельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным учреждениям. Согласно изменениям исключительные права могут принадлежат учреждениям совместно с другими лицами. Это поправка также начнет действовать с 1 января 2015 г.

Что касается изменений для «вмененки», то они аналогичны поправкам, внесенным п. 2 ст. 346.11 НК РФ. То есть компании, применяющие ­ЕНВД, будут платить налог на имущество организаций в том случае, если у них имеются определенные виды недвижимости, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости. Такие новшества внесены в п. 4 ст. 346.26 НК РФ. Они начнут действовать с III квартала 2014 г.

Изменения для транспортного налога

В настоящее время ст. 356 НК РФ законодательным органам субъектов РФ дано право определять ставку транспортного налога (в пределах значений, предусмотренных главой 28 НК РФ), а также порядок и сроки его уплаты. Причем это правило касается налога, уплачиваемого как организациями, так и физическими лицами. Со 2 мая 2014 г. начнут действовать изменения, согласно которым субъекты РФ будут определять ставку налога, порядок и сроки его уплаты только для налогоплательщиков-организаций. Соответствующие поправки также внесены в п. 1 ст. 363 НК РФ, который устанавливает порядок и сроки уплаты транспортного налога организациями.

Что касается налогоплательщиков — физических лиц, то они должны будут руководствоваться нормами, установленными Налоговым кодексом.

Дополнения для налога на имущество

Со следующего года вступят в силу изменения, внесенные комментируемым законом в главу 30 НК РФ. Рассмотрим основные нововведения.

В пункт 3 ст. 375 НК РФ, который устанавливает порядок определения налоговой базы как среднегодовой стои­мости имущества, появится новое правило. Если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с таким имуществом, то остаточная стоимость для целей главы 30 НК РФ определяется без учета таких затрат.

На первый взгляд кажется непонятным, почему денежная оценка предстоящих в будущем расходов может включаться в остаточную стоимость основного средства. Ведь она определяется как разница между первоначальной стоимостью основных средств и суммой начисленной амортизации, а в перечни расходов, которые формируют первоначальную стоимость объекта, нет никаких предстоящих в будущем затрат (п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Более того, в этой норме идет речь только о сумме фактических расходов на приобретение, сооружение или изготовление основного средства.

Но если обратиться к письму Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год»(далее — Рекомендации), то становится ясно, почему в НК РФ появилась такая поправка. В своих Рекомендациях финансисты указали, что сумма оценочных обязательств на демонтаж и утилизацию объекта основных средств и восстановление окружающей среды (а это, по сути, и есть предстоящие в будущем затраты, связанные с имуществом) включается в первоначальную стоимость основных средств, если возникновение таких обязательств непосредственно связано с приобретением, сооружением и изготовлением этих основных средств. В связи с этим у плательщиков налога на имущество и возник вопрос: нужно ли суммы оценочных обязательств учитывать при расчете налога?

Ответ на этот вопрос специалисты Минфина России дали в письме от 22.04.2013 № 03-03-06/1/13745. Они отметили, что правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлены ПБУ 6/01. Вмес­те с тем согласно ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» при одновременном соблюдении установленных данным стандартом условий в бухгалтерском учете признается оценочное обязательство. При признании оценочного обязательства в зависимос­ти от его характера величина оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы либо включается в стоимость актива. То есть если оценочное обязательство относится к активу (например, основному средству), то оно должно включаться в его первоначальную стоимость. Получается, что сумма оценочных обязательств участвует и в расчете налога на имущество.

Но, как видим, внесенная в НК РФ поправка идет вразрез с точкой зрения финансистов. Законодатели установили, что для расчета налога на имущество предстоящие в будущем затраты не учитываются.

Уточнена норма п. 2 ст. 376 НК РФ. Если объект недвижимого имущества фактически расположен на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ), в отношении него налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в час­ти, пропорциональной доле балансовой стоимости (для объектов недвижимого имущества, указанных в п. 2 ст. 375 НК РФ, — кадастровой стоимости) объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ. Ведь в п. 2 ст. 375 НК РФ речь идет о недвижимости, для которой налоговая база определяется исходя из кадаст­ровой стоимости.

Статья 378.2 НК РФ, устанавливающая особенности определения налоговой базы по объектам недвижимости, дополнена следующим положением. Оно касается ситуации, когда в течение текущего налогового периода образован объект недвижимости в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству действия с таким объектом. Если первоначальный объект недвижимости включен в перечень по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода, то вновь образованный объект недвижимости подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет до включения его в перечень. Это правило будет работать только в том случае, когда вновь образованный объект недвижимости соответствует критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ. Такой порядок теперь прописан в п. 10 ст. 378.2 НК РФ.

Откорректирована норма подп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ. Сейчас в ней сказано, что при расчете налога и авансовых платежей по имуществу, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, объект недвижимости подлежит налогообложению у собственника такого имущества, если иное не предусмотрено настоящей главой. Со следующего года в этой норме будет присутствовать уточнение — «если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса». Дело в том, что ст. 378 НК РФ предусматривает особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, а ст. 378.1 НК РФ устанавливает порядок налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений.

Новации для физических лиц

Напомним, что физические лица на основании налоговых уведомлений уплачивают транспортный налог (п. 3 ст. 363 НК РФ), земельный налог (п. 4 ст. 397 НК РФ), налог на имущество физических лиц (п. 1, 8 ст. 5 Закона РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).

Такие граждане с 1 января 2015 г. обязаны сообщать в налоговые органы об имеющихся у них объектах недвижимого имущества и (или) транспортных средств в том случае, когда не были получены соответствующие налоговые уведомления и суммы налогов в отношении таких объектов за период владения ими не были перечислены в бюджет. Если же уведомление было получено или же не было получено в связи с предоставлением физическому лицу налоговой льготы, то сообщение в налоговые органы не представляется.

Сообщение представляется в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. К нему следует приложить копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств. Сообщение представляется в отношении каждого объекта налогообложения. ­Такие новшества содержатся в п. 2.1 ст. 23 НК РФ.

Кроме того, внесены изменения в ст. 52 НК РФ, которая устанавливает порядок исчисления налога. Она также дополнена новой нормой. В пункт 2 этой статьи внесено следующее положение, которое начнет действовать с 1 января 2015 г.

Налоговые органы рассчитывают сумму налога, подлежащего уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления. Если же физическое лицо направило в налоговый орган сообщение о неполучении уведомления, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором было получено сообщение.

С 1 января 2017 г. в Налоговом кодексе будет установлена ответственность за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом сообщения, предусмотренного п. 2.1 ст. 23 НК РФ. В этом случае штраф составит 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение. Для этих целей в ст. 129.1 НК РФ введен новый п. 3.

Изменились требования к содержанию налогового уведомления. Сейчас в п. 3 ст. 52 НК РФ сказано, что в нем должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. После вступления поправок в силу (2 мая 2014 г.) вместо расчета налоговой базы будет указываться просто налоговая база и добавится такой показатель, как объект налогообложения.

Появилось новое правило для направления налоговыми органами уведомления при пересчете ранее исчисленного налога. В этом случае налоговики должны направить уведомление не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении. При этом налогоплательщик должен перечислить налог в бюджет в срок, указанный в новом уведомлении. Такие изменения содержатся в п. 6 ст. 58 НК РФ. Они вступят в силу 2 мая 2014 г.

Другие изменения

Норма НК РФ, в которую ­внесены изменения

Суть изменений

Дата начала действия изменений

Подпункт 2.1 п. 1 ст. 31

У налоговых органов появилось новое право — контролировать исполнение банками обязанностей, установленных НК РФ (порядок контроля будет утвержден ФНС России по согласованию с ЦБ РФ)

02.05.2014

Пункт 3 ст. 85

Исключена обязанность органов, осуществляющих миграционный учет, сообщать в налоговые органы о факте выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства, состоящему на миграционном учете по месту пребывания, разрешения на работу или патента.

Введена обязанность для органов опеки и попечительства сообщать в налоговые органы о фактах установления и прекращения опеки и попечительства, а органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, должны будут информировать налоговиков о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства. Аналогичные сведения обязаны будут представлять в налоговые органы и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ

01.01.2015

Пункт 13 ст. 85

Введена обязанность представлять в налоговые органы сведения, предусмотренные ст. 85 НК РФ, указанными в этой статье органами, учреждениями, организациями либо нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, по запросам налоговиков в течение пяти дней со дня его запроса

02.05.2014

Статья 85.1

Введены обязанности органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ, связанные с учетом налогоплательщиков

02.05.2014

Пункт 1 ст. 132

Дополнено, что банки будут штрафоваться за открытие ими счета инвестиционного товарищества без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе

02.05.2014

Пункт 2 ст. 132

Банки будут привлекать к ответственности и за несообщение налоговым органам в установленный срок сведений об открытии или закрытии вклада (депозита), а также об изменении реквизитов вклада (депозита). Кроме того, предусмотренный данной нормой Кодекса штраф будет применяться к банкам и в случаях несообщения сведений о счетах (вкладах, депозитах) физических лиц, не являющихся ИП, а также о счетах инвестиционного товарищества

02.05.2014

Статья 134

Введена ответственность банка в случае исполнения им поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (аванса), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счету инвестиционного товарищества

02.05.2014

Пункт 2 ст. 135

Введена ответственность банка в случае совершения им по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете инвестиционного товарищества, в отношении которого в банке находится поручение налогового органа

02.05.2014

Статья 135.1

Введена ответственность за непредставление банком в налоговый орган справок о наличии счета инвестиционного товарищества, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счете инвестиционного товарищества, вкладах (депозитах), выписок по счету инвестиционного товарищества, по вкладам (депозитам)

02.05.2014

1 Текст закона см. на с. 16.