1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 887

Сфера услуг близка к стагнации

В результате снижения спроса и сокращения объема услуг сервисных компаний в I квартале нынешнего года индекс предпринимательской уверенности в отрасли остался в отрицательной зоне (–2%). Немного утешает прогноз директорского корпуса на весенний период, предполагающий оживление на рынке услуг.

В январе — марте 2014 г., показывает опрос Росстата, в отрасли наблюдалось существенное снижение спроса на оказываемые услуги и объема предоставляемых услуг. Балансы оценок изменения указанных показателей опустились до четко выраженных отрицательных значений (–18%) и (–19%). При этом снизилась востребованность практически всех видов услуг — испытывающих воздействие сезонного фактора и «круглогодичных».

Единственным исключением стал сегмент страхования, однако и здесь темпы роста спроса на услуги были минимальными за два года проведения обследований (баланс мнений составил +4%).

Сокращение объема оказанных услуг обусловило негативную динамику финансовых показателей компаний. Баланс оценок изменения прибыли снизился на 8 п.п. — до значения (–19%). В зависимости от вида экономической деятельности данный показатель варьировал от (–32%) в сегменте оказания санаторно-курортных услуг до +2% в секторе страхования.

Уменьшение численности занятых работников в сфере сервиса происходило теми же темпами, что и в предыдущем квартале. Баланс оценок изменения этого показателя составил в среднем (–6%), при этом минимальные значения (–11%) были зафиксированы в туристических фирмах, нулевой уровень — в страховых и риелторских компаниях.

Зато инфляция, по оценкам респондентов, в I квартале была незначительной. Баланс оценок изменения тарифов составил +2%, при этом 85% рес­пондентов сообщили о сохранении расценок на уровне октября — декабря 2013 г. Наиболее существенно подорожали стоматологические и риелторские услуги (балансы достигли +9 и +5%) на фоне снижения цен на услуги ломбардов, санаторно-курортных учреждений и рекламных агентств. Тут балансы составили (–5%), (–3%) и (–3%) соответственно.

Ухудшение операционных показателей сервисных компаний отразилось на их экономичес­ком положении: 17% респондентов оценили его как неблагоприятное (в предыдущем квартале такого мнения придерживались 14% участников опроса).

Основной результирующий композитный индикатор исследования — индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) — в последние два квартала закрепился в зоне отрицательных значений (–2%). Его динамика дает основания говорить о преобладании неблагоприятного делового климата в сфере услуг и появлении признаков перехода отрасли к стагнационному сценарию развития.

Индекс предпринимательской уверенности имел положительное значение лишь в трех из 14 наблюдаемых видов услуг. Таким образом, благоприятный деловой климат в январе — марте текущего года сохранился только в страховании, сегменте услуг связи и культурно-развлекательной деятельности.

Причем даже в самом благополучном секторе сервисного рынка — страховании — степень уверенности предпринимателей постепенно снижается: в ­годовом интервале ИПУ потерял 9 п.п.

В наиболее тяжелой ситуации, как и в предыдущем году, находились компании, занятые ремонтом бытовых изделий и предметов личного пользования, где на протяжении двух с лишним лет ИПУ ни разу не достигал положительных значений, и предприятия пассажирского транспорта, в которых индекс находится в отрицательной зоне третий квартал подряд.

На отрасль давит общая ситуация в экономике

Макроэкономическая ситуация в стране в начале текущего года, по оценке директора ЦКИ Георгия Остапковича, не дает поводов для оптимизма участников рынка услуг.

С одной стороны, наблюдается замедление роста и даже снижение (в январе) реальных располагаемых денежных доходов населения, которое усугубляется повышенным уровнем кредитной нагрузки для части населения. В структуре кредитов россиян преобладают потребительские займы под высокие проценты, на обслуживание которых значительная доля граждан тратит около половины своих доходов. На объективное снижение платежеспособности накладывается определенная неуверенность в перспективах, как экономики в целом, так и личного финансового положения.

Все эти факторы заставляют население придерживаться сберегательной модели поведения, которая предполагает отказ от приобретения многих видов необязательных услуг или, в лучшем случае, ограниченное пользование ими. В результате происходит сжатие потребительского спроса, на устойчивости которого базируется благополучие сервисных ­компаний.

С другой стороны, сфера услуг не может не реагировать на стагнационную модель развития промышленности и строительства.

Кроме того, многие сервисные предприятия испытывают ценовое давление, связанное с ослаб­лением рубля, не имея при этом возможности повышать расценки на услуги из-за низкого платежеспособного спроса.

В результате наблюдается застой во многих сегментах сферы сервиса, особенно в деятельности, связанной с предоставлением необязательных услуг.

Прогноз вполне приличен

Вместе с тем ухудшение экономической конъюнктуры в сервисном секторе в значительной степени объясняется также сезонным фактором. К сожалению, короткие временные ряды данных исследования Росстата не позволили экспертам ЦКИ провести сезонную корректировку, с учетом которой результаты были бы более позитивными.

Более того, прогноз на II квартал 2014 г, сформированный на базе обобщенных мнений участников опроса, выглядит достаточно благоприятно и предполагает некоторое оживление активности в сфере сервиса. Правда, нужно учитывать склонность отечественных предпринимателей к излишнему оптимизму при оценке краткосрочных перспектив деятельности своих компаний.

«Сфера услуг является одной из самых социально ориентированных среди базовых отраслей экономики страны. И главное даже не то, что результатами ее деятельности пользуется непосредственно население страны, а то, что в данной отрасли находит работу и, соответственно, денежные доходы довольно многочисленная часть населения, в том числе не имеющая ярко выраженного специального профессионального образования, — комментирует ситуацию Г. Остапкович. — Для данной категории населения сфера услуг является чуть ли не единственным источником получения доходов, особенно это характерно для большинства «малых» городов России, которые не располагают большим количеством производственных структур для обеспечения занятости. Поэтому одной из главных задач государства является внедрение законодательных и институциональных инициатив, направленных на обеспечение благоприятного бизнес-климата в сфере услуг и поддержания позитивного тренда развития отрасли».

Факторы, ограничивающие деятельность сервисных компаний (доля организаций от их общего числа, %)

Недостаток финансовых средств

37

Недостаточный спрос на данный вид услуг

36

Существующий уровень налогообложения

36

Большая отчетная нагрузка

28

Недостаток квалифицированного персонала

19

Недобросовестная конкуренция со стороны других организаций

18

Высокая арендная плата

15

Высокий процент коммерческого кредита

12

Недостаток помещений

11

Недостаточная нормативно-правовая база

9

Коррупция органов власти

3

Источник : Росстат, ВШЭ