1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1253

До 2018 г. в России будут доминировать технологии 3G

Несмотря на стремительный старт технологии 4G/LTE, третье поколение мобильной связи еще как минимум несколько лет будет оставаться основным источником доходов операторов мобильной связи. Об этом свидетельствуют результаты исследования компании J’son & Partners Consulting. Как пояснили эксперты, рост скоростей передачи данных в сетях 3G, увеличение проникновения смартфонов и других устройств с поддержкой этой технологии и расширение зоны покрытия сетей третьего поколения станут основными драйверами инвестиций в такие сети.

Российские операторы продолжают активно инвестировать в сети 3G. Так, «МегаФон» в прошлом году планировал потратить на модернизацию более 10 000 базовых станций 3G в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Самаре, Краснодаре и ­Сочи более 5 млрд руб.

По итогам 2012 г. по количеству базовых станций 3G МТС догнал «МегаФон»: по данным отчетности оператора (форма 20F), у МТС насчитывалось 28 419 базовых станций UMTS, включая 1113 фемтосот UMTS-2100 против 28 051 базовых станций (площадок) 3G у «МегаФона». По данным пресс-службы МТС, по итогам III квартала 2013 г. сеть оператора насчитывает более 34 000 базовых станций с поддержкой 3G и LTE. При этом более 96% базовых станций 3G поддерживает технологию HSPA+ с максимальной скоростью до 21 Мбит/с. По итогам III квартала 2013 г. прирост доходов МТС от передачи данных составил 45% в годовом исчислении — это самый высокий показатель среди операторов «большой тройки».

«Вымпелком» также продолжает инвестировать в сети 3G. К концу 2013 г. число базовых станций мобильной связи третье­го поколения руководство компании планировало увеличить до 27 000 (в начале года их было 18 500). На начало ноября 2013 г. у оператора насчитывалось более 24 000 базовых станций третьего поколения. Таким образом, оператор ликвидирует отставание от конкурентов по качеству связи в России. Большая часть построенных объектов расположена в Москве и Московской области — их количество выросло почти втрое. При этом 80% базовых станций третьего поколения будут поддерживать функционал HSPA+ с максимальной скоростью до 21 Мбит/с. В 2013 г. капитальные затраты «Вымпелкома» составили 22% от выручки.

«Таким образом, инфраструктурный разрыв в области развития 3G-сетей у „большой тройки“ мобильных операторов к концу 2013 г. фактически сошел на нет, и конкуренция будет происходить в основном в облас­ти маркетинга и продаж, удержания абонента и увеличения его лояльности», — сделали вывод аналитики J’son & Partners Consulting. Они напомнили, что на рынок 3G выходит и новый игрок — «Ростелеком».

Всего в России оператор планировал установить к концу 2013 г. 6000—8000 базовых станций 3G.

По состоянию на 30 сентября 2013 г. «Ростелеком» и его дочерние операторы мобильной связи установили 5250 базовых станций 3G в 24 регионах (в 22 регионах сети находятся в коммерческой эксплуатации). По данным Департамента внешних коммуникаций ОАО «Рос­телеком», количество базовых станций увеличивается практически ежедневно. Все базовые станции поддерживают технологию HSPA+ и обеспечивают передачу данных до 21 Мбит/с. Также сети 3G строятся по модели LTE Ready, что в будущем позволит оперативно развернуть на установленном оборудовании сеть 4G/LTE.

В ноябре 2013 г. московский филиал «Ростелекома» объявил тендер на поиск площадок, проектирование и строительство в Москве и области сети 3G (1750 объектов сети радио­доступа), которая должна заработать во II квартале 2014 г. Предполагается, что с учетом этих дополнительных площадок сеть оператора в столичном регионе расширится с 2000 до 3750 базовых станций.

В целом 3G-покрытие (доля населения, проживающего на территории, охваченной сетями 3G), по оценке J’son & Partners Consulting, на конец 2012 г. превысило 75%, в то время как в 2010 г. этот показатель составлял около 65%.

Количество базовых станций 3G-операторов «большой тройки» и «Ростелекома» в 2010—2013 гг., тыс. станций

Оператор

2010

2011

2012

III кв. 2013

МТС

7,0

21,7

28,4*

34**

«МегаФон»

18,9

24,8

28,1***

Нет данных

«Вымпелком»

9,0

15,3

18,6

Более 24

«Ростелеком»

0

0

2,3

5,3

* С учетом 1113 фемтосот UMTS-2100.

**с учетом базовых станций LTE.

*** По количеству площадок.

Прогноз количества абонентов и долей различныхтехнологий мобильного ШПД в России на 2018 г.

Технология

Количество абонентов, млн

Доля, %

3G (EV-DO)

1

1

4G (LTE)

15

10

4G (WiMAX)

1

1

2G (GPRS/EDGE)

14

10

3G (HSPA)

113

78

Источник: J’son & Partners Consulting

к сведению

Проникновение смартфонов и других устройств доступа к Интернету растет. В декабре прошлого года в розничной сети МТС двое из трех покупателей телефонов сделали выбор в пользу смартфонов, при этом спрос на обычные телефоны в годовом исчислении сократился вдвое.

Продажи смартфонов в розничной сети МТС за год увеличились в 1,6 раза. В декабре 2013 г. доля смартфонов в общем числе продаваемых телефонов достигла 71%, в целом по итогам года доля смартфонов в продажах телефонов составила 48%. Продажи обычных телефонов, напротив, сократились — в 2013 г. в розничной сети МТС продано на 28% меньше простых телефонов, чем годом ранее.

При этом средняя стоимость продаваемых смартфонов за год снизилась на 27% — с 9700 до 7000 руб. Треть всех проданных в 2013 г. смартфонов пришлась на нижний ценовой сегмент — от 1500 до 3000 руб., в 2012 г. он занимал лишь 3% от общего числа продаж. Смартфоны стоимостью до 3000 руб. в 2013 г. заместили дорогие обычные телефоны, продажи которых в сегменте от 2000 до 5000 руб. снизились, сегодня на их долю приходится лишь каждый третий покупаемый в рознице МТС телефон. Россияне продолжают интересоваться лишь ультрадешевыми телефонами стои­мостью до 1000 руб. — если в 2012 г. на них приходилось 29% продаж, то в 2013 г. этот сегмент вырос до 34% на фоне сокращения продаж телефонов в целом.

Наряду со смартфонами растет популярность и других устройств доступа к Интернету. Так, объем продаж планшетов в сети МТС в 2013 г. увеличился в 3,5 раза. За год средняя стоимость продаваемых планшетов снизилась на 32% — с 15 500 до 10 500 руб.