Система «бонус-малус» не снизила смертность на российских дорогах

| статьи | печать

Введение в рамках ОСАГО апостериорной системы тарификации для конкретного автоводителя в зависимости от частоты страховых случаев в течение действия предыдущих договоров страхования абсолютно не отразилось на смертности от аварий на российских дорогах. Никакого воздействия на манеру езды отечественных водителей этот фактор не оказал. Такие выводы можно сделать из доклада, подготовленного министрами и губернаторами к заседанию Госсовета, прошедшему в конце декабря прошлого года.

Как выяснилось при анализе статистики о причинах смертности российских граждан, в регио­нах в прошлом году выросло (а не уменьшилось) количество погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

При введении системы «бонус-малус» законодатели заявляли, что она будет побуждать страхователей управлять автомобилем с осторожностью, поскольку при расчете стоимости страхового полиса ­ОСАГО при наличии у страхователя аварий в преды­дущем периоде будет применяться повышающий коэффициент.

Предыдущий государственный план по безопасности на дорогах предполагал, что по результатам 2013 г. смертность в результате ДТП не должна была подняться выше 12,6% смертей на 100 000 населения. Однако по итогам девяти месяцев 2013 г. этот показатель уже превысил 13,3% (по итогам 2012 г. он составил 14,4%). Как сообщалось в докладе, от 20 до 55% случаев смерти от травм в результате ДТП, несовместимых с жизнью, регистрируются прямо на месте аварий, то есть смерть наступает в момент ДТП или в первые минуты пос­ле него.

Такие результаты объясняются увеличивающейся средней тяжестью аварий. В докладе говорилось: «На повышение смертности влияют увеличение тяжести аварий, качество дорожного покрытия, нарушения правил дорожного движения, управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения».

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 гг.» была утверждена 3 октября 2013 г. постановлением Правительства РФ. В общей сложности из федеральных и региональных бюджетов на нее будет потрачено более 32 млрд руб. Целью утвержденной программы является сокращение к 2020 г. смертности от ДТП на 8000 человек (28,82% по сравнению с 2012 г., примерно до уровня 20 000 смертей в год).

А под самый Новый год, 30 декабря, был официально опуб­ликован Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 № 437-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О безопасности дорожного движения“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обес­печения безопасности дорожного движения», который конкретизировал понятия и форму прохождения обязательных ­медосмотров водителей. Тут стоит заметить, что большинство ДТП вызваны все же не плохим состоянием здоровья российских водителей, а их отношением к вождению и низким качеством дорог.

Например, федеральная трасса М-10 Москва — Санкт-Петербург на протяжении почти 350 км (более половины ее длины) представляет собой трехполосную дорогу с общей полосой для обгона. При таких условиях малейшая ошибка в расчетах водителя приводит к лобовому столкновению. Специализированные сайты для автопутешественников сообщают, что водители, проезжающие по трассе М-10, как правило, становятся свидетелями двух-трех серь­езных аварий. Участниками большинства из них становятся грузовики. Главные причины ДТП — сон за рулем и обгон в неположенном месте. Поездка от Москвы до Северной столицы занимает около десяти часов. Можно примерно подсчитать, сколько аварий в год происходит на этой трассе, если за каждые десять часов водители видят две-три аварии... Какой уж тут «бонус-малус».