Предприниматели хотят предсказуемости налоговой системы

| статьи | печать

Основной критерий инвестиционной привлекательности налоговой юрисдикции — определенность и предсказуемость налогового законодательства, его толкования и применения. К таким выводам пришли эксперты компании Deloitte, которые провели международное исследование «Налоговые системы в европейских странах: преимущества стабильности».

В ходе опроса была выявлена очевидная трансформация налоговой функции компаний из чисто «экспертной» в функцию управления бизнесом. Наряду со специальными знаниями руководители налоговых подразделений сейчас должны понимать бизнес, быть тесно интегрированными с ним, знать все его изменения и планы. В этой связи от начальников налоговых служб сегодня требуются высокие предпринимательские и коммуникационные навыки.

Вместе с тем сегодня условия работы налоговых подразделений предприятий не вполне соответствуют их изменившейся роли. Так, 39% налоговых служб подчинены финансовым дирекциям (CFO). Причем 26% входят в подчинение непосредственно руководству CEO, и только 6% — совету директоров (GeneralBoard). В 58% случаев налоговая стратегия утверждается советом директоров.

Более половины (55%) налоговых подразделений являются глобальными или мульти-региональными, но при этом насчитывают менее трех человек, и лишь 6,5% налоговых служб включают более 20 человек.

«Опрос показал, что бизнес и потенциальные инвесторы не заинтересованы в налоговой экономии, — подчеркивает партнер компании Deloitte в СНГ Сергей Воропаев. — Фактичес­ки, они готовы работать в любых условиях, устанавливаемых государством, если только они понятны и предсказуемы. А именно понятность и предсказуемость в последние годы значительно пострадала везде. Россия здесь не исключение. Надо возвращаться к успешному опыту 2006—2008 гг. и договариваться о понятных правилах игры с законодателем и правоприменителем. Только тогда ситуация с притоком капитала изменится».

Самые привлекательными юрисдикциями, как показало налоговое исследование, оказались Великобритания и Нидерланды, правительства которых проделали многолетнюю работу по целенаправленному изменению налоговых режимов своих стран.