По опоздавшим документам уточненка не нужна

| статьи | печать

Организация получила первичку на расходы за период, по итогам которого она уже сдала декларацию по налогу на прибыль. В каком периоде учитываются такие расходы? В письме от 17.10.2013 № 03-03-06/1/43299 Минфин России не дал прямого ответа на этот вопрос. Но из приведенных аргументов можно сделать вывод, что организация вправе списать такие затраты в текущем периоде, то есть обойтись без уточненки.

По правилам Налогового кодекса организация, которая обнаружила ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым периодам, производит перерасчет за периоды совершения этих ошибок (искажений). До 1 января 2010 г. из этого правила было только одно исключение: организациям позволялось корректировать налоговую базу за период, в котором обнаружена ошибка, при невозможности определить период ее совершения. С 2010 г. к этому исключению добавилось еще одно. Законодатель разрешил исправлять текущим периодом еще и старые ошибки, которые привели к излишней уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ).

В течение 2010 г. финансисты разъясняли, что эта норма позволяет компаниям, получившим первичку на расходы после сдачи годовой декларации по налогу на прибыль, отразить их в текущей отчетности (письма Минфина России от 29.03.2010 № 03-02-07/1-131, от 28.06.2010 № 03-03-06/4/64). Но 1 января 2011 г. вступило в силу ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». И аргументация Минфина изменилась.

Чиновники обратили внимание, что в Налоговом кодексе не расшифровывается понятие ошибки, что позволяет обратиться к другим отраслям законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ). А в пункте 2 ПБУ 22/2010 сказано, что неточности и пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухучете и отчетности, выявленные при получении новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) этих фактов, не являются ошибками.

На этом рассуждения Минфина России в отношении применения п. 1 ст. 54 НК РФ и заканчивались (письмо от 30.01.2012 № 03-03-06/1/40). То же самое мы видим и в комментируемом письме: за цепочкой ссылок не следует вывода. Ясно только, что неотражение расходов в связи с отсутствием первичного документа чиновники не считают ошибкой, о которой идет речь в п. 1 ст. 54 НК РФ.

По нашему мнению, это не мешает организации, на вопрос которой отвечал Минфин, учесть расходы в текущем периоде. То есть обойтись без уточненки. В налоговом учете расходы учитываются в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). Вместе с тем под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (п. 1 ст. 252 НК РФ). Условие о документальном подтверждении компания выполнила в текущем периоде, а в периоде, за который сдана декларация, оно не соблюдалось. Значит, и момент признания расходов приходится именно на текущий период.