При регистрации прав на недвижимость в моде электронный документооборот

| статьи | печать

Территориальные органы Росреестра и Федеральной кадастровой палаты с первого октября начинают активно использовать портал www. gosuslugi.ru для выдачи документов и уведомлений в электронном виде: выписки из ЕГРП и ГКН, уведомление о приостановлении регистрации, отказе в ней и др. Документ об уплате госпошлины станет необязательным, но оплата ее не отменяется.

Федеральный закон от 23.07.2013 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» (далее — Закон № 250-ФЗ) за исключением отдельных положений вступает в силу с 1 октября. Основная цель поправок — внедрение электронного документооборота при госрегистрации прав на недвижимость и осуществлении кадастрового учета.

ЕГРП теперь будут вести и в электронной форме

До 1 октября право на объект недвижимости, возникшее до введения в действие Закона о регистрации, и возникшие после введения его в действие переход данного права, его ограничение (обременение) и сделка с объектом недвижимости регистрируются, как правило, в течение месяца со дня подачи соответствующих заявлений (абз. 2 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», далее — Закон о регистрации). Этот срок сократится до 18 календарных дней (п. 3 ст. 1 Закона № 250-ФЗ).

Законом № 250-ФЗ установлена возможность ведения ЕГРП только на электронных носителях. Выписку из ЕГРП можно будет получить по запросу на портале www.gosuslugi.ru (далее — портал госуслуг). Помимо описания объекта недвижимости, зарегистрированных прав на него и иных сведений, в выписке из ЕГРП будут указываться отметки о возражении в отношении зарегистрированного права (абз. 3 п. 1 ст. 7 Закона о регистрации, подп. «а» п. 4 ст. 1 Закона № 250-ФЗ). По новым правилам зарегистрированные права на недвижимость и их переход будут удостоверяться по выбору правообладателя уже привычным свидетельством, причем только на бумажном носителе, или выпиской из ЕГРП, которая может быть выдана и в электронной форме.

Договоры, на которых проставляется регистрационная надпись, подписанная усиленной квалифицированной ЭЦП регистратора, могут быть поданы на регистрацию в форме электронного документа.

Заявления о регистрации прав и необходимые докумен­ты можно будет направить в регистрирующий орган в форме электронных докумен­тов, элект­ронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной ЭЦП заявителя, с использованием информа­цион­но-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета, включая портал госуслуг.

На сегодняшний день регистрирующий орган пока еще запрашивает выписку из ЕГРЮЛ на заявителя — организацию (абз. 9 п. 2 ст. 16 Закона о регистрации). По новым правилам организация сможет предоставить ее сама, что должно сократить время регистрации прав на объекты недвижимости.

Квитанция об оплате госпошлины больше не нужна

Интересное нововведение касается предоставления документа об оплате госпошлины. Сейчас документ об уплате госпошлины входит в обязательный пакет документов на регистрацию (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации). С 1 октября представлять ее будет не нужно.

Дело в том, что сведения об оплате госпошлины должны оказаться в Государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей. При этом днем приема пакета документов будет считаться день предоставления документа об уплате госпошлины или получения сведений об ее уплате регистрирующим органом. Однако если платеж в системе не найдут, то в течение 18 календарных дней представленный на регистрацию пакет документов отправится обратно заявителю по почте, а на элект­ронную почту поступит уведомление о непринятии документов. Чтобы избежать отказа из-за сбоев в работе системы, первое время безопаснее будет прикладывать платежный документ в бумажном виде.

Кстати, представлять на регистрацию при личном обращении теперь разрешат не только нотариальные, но и заверенные подписью и печатью компании копии учредительных документов и подтверждающий полномочия представителя документ (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации в ред. Закона № 250-ФЗ). Представлять копии неизменившихся учредительных документов компании при повторном ее обращении в тот же регистрирующий орган будет не нужно.

Вместо расписки, выдаваемой при направлении документов на бумажном носителе, при направлении документов на регистрацию в электронном виде через портал госуслуг информация о получении документов будет направляться в порядке и способами, которые установит Минэкономразвития России (п. 6 ст. 16 Закона о регистрации в ред. Закона № 250-ФЗ).

Сообщать о ходе регистрации права станут электронно

В статье 20 Закона о регистрации перечислены основания отказа в госрегистрации прав на недвижимость, например, несоответствие представленных документов требованиям закона и др. С 1 октября к этим основаниям добавятся отсутствие в государственном кадастре недвижимости (далее — ГКН) в отношении земельного участка сведений о координатах характерных точек его границ или наличие пересечения одной из границ такого земельного участка с границей другого.

Из Закона о регистрации исключено обязательное извещение заявителя о процедуре регистрации в письменной форме по почте письмом с объявленной ценностью, поскольку предусмат­ривается направление подобной информации в электронной форме. Также у заявителя появилась возможность забрать лично пакет документов, поданных на регистрацию, уведомление о приостановлении регистрации и сообщение об отказе в регистрации прав.

Новая ст. 21.1 Закона о регистрации предоставляет право регистрирующему органу вносить изменения в ЕГРП в связи с изменением содержащихся в базовых государственных информационных ресурсах сведений о правообладателях, не влекущего переход, прекращение права, ограничение (обременение) права на объект недвижимости. При этом обязательно уведомление правообладателя в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в порядке и способами, устанавливаемыми Минэкономразвития России. О проекте приказа министерства мы подробно писали (ЭЖ, 2013, № 37, с. 9).

Сейчас право собственности на созданный объект недвижимости регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания, а на объект незавершенного строительства — на основании иных документов. Например, при наличии права собственности заявителя на землю под таким объектом необходимы подтверждающий право собственности документ, разрешение на строительство и документы, содержащие его описание (п. 3 ст. 25 Закона о регистрации). По новым правилам основанием регистрации на созданный объект недвижимости и объект незавершенного строительства будут правоустанавливающий документ на землю под объектом и разрешение на ввод его в эксплуатацию при необходимости получения такого разрешения. При этом документы, содержащие описание таких объектов, больше не понадобятся, как и повторное предоставление правоустанавливающего документа на этот же земельный участок при следующем обращении.

Срок регистрации договора участия в долевом строительстве между застройщиком и первым участником такого строительства сокращен с одного месяца до 18 календарных дней и исчисляется не со дня подачи, а со дня приема документов.

Не будет больше производиться регистрация изменения арендатора в подлежащем регистрации договоре аренды в отношении земельного участка, занятого объектом недвижимости, при переходе права собственности на этот объект (ст. 25.5 Закона о регистрации в ред. Закона № 250-ФЗ).

Государственный кадастровый учет тоже изменился

Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон) также претерпел изменения.

Кадастровый паспорт здания, строения, сооружения или объекта незавершенного строительства при отсутствии о них сведений в ГКН больше не является обязательным документом для регистрации прав на эти объекты.

Изменен состав сведений, вносимых в ГКН. В него теперь будут вносить кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение (новый п. 5.1 ч. 2 ст. 7 Закона), а также основную характеристику объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки), если объектом недвижимости является сооружение или объект незавершенного строительства (п. 25—30 ч. 2 ст. 7 Закона).

Содержащиеся в ЕГРП общедоступные сведения о правах и ограничениях прав на недвижимое имущество будут считаться внесенными и в ГКН. Сведения из ГКН также можно будет получить через Интернет на портале госуслуг.

Срок постановки на учет объекта недвижимости, учета его изменений, учета части объекта недвижимости или снятия с учета объекта недвижимости сократится с 20 рабочих до 18 календарных дней со дня получения заявления о кадастровом учете органом кадастрового учета. Это заявление со всеми документами можно будет подать через портал госуслуг. А межевой план, технический план и подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости акт обследования будут направляться в орган кадастрового учета в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной ЭЦП кадастрового инженера.

Кадастровый паспорт или выписка об объекте недвижимости должны будут направляться органом кадастрового учета заявителю помимо привычных способов еще и через портал гос­услуг не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об осуществлении кадастрового учета (п. 2 и новый п. 2.1 ст. 24 Закона).

С 1 января 2014 г. вступят в силу изменения, касающиеся деятельности кадастровых инженеров и предоставления ими сведений о себе. Также до 1 января 2017 г. продлена возможность применения установленных в отношении кадастровых округов местных систем координат, до перехода на федеральную систему координат.