1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 650

Минфин: «Тематические семинары — это реклама»

В письме от 09.08.2013 № 03-03-06/1/32239 Минфин России впервые дал оценку расходов организации на проведение научных конференций, тематических семинаров, симпозиумов. По мнению финансистов, такие затраты следует расценивать как рекламные расходы и для ­целей налогообложения нормировать. Но всегда ли применим такой подход?

Рассуждения финансистов…

В комментируемом письме специа­листы финансового ведомства рассмот­рели следующую ситуацию. Компания занимается оптовой торговлей фармацевтической продукции и товарами медицинского назначения. В рамках информационно-образовательной деятельности она устраивает научные конференции, тематические семинары, симпозиумы. На них выступают приглашенные эксперты с лекциями о различных методах лечения. Для проведения таких мероприятий организация арендует помещение, буфетное обслуживание, изготавливает печатную продукцию для раздачи участникам. Вопрос: как следует расценивать для целей налогообложения прибыли названные расходы?

По мнению Минфина России, расходы организации на проведение научных конференций, тематических семинаров, симпозиумов с целью привлечения новых клиентов относятся к иным видам рекламы. Поэтому для целей налогообложения прибыли они учитываются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Финансисты аргументировали свою позицию следующим образом.

Для ответа на вопрос специалисты финансового ведомства обратились к положениям Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ). В пункте 1 ст. 3 этого закона сказано, что рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. При этом она должна быть адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования может быть товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара.

Особое место в Законе № 38-ФЗ отведено рекламе лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка. Согласно п. 8 ст. 24 Закона № 38-ФЗ реклама таких товаров должна проводиться только на медицинских или фармацевтических выставках, семинарах, конференциях и иных подобных мероприятиях или же в специализированных печатных изданиях.

Далее финансисты привели нормы Налогового кодекса, посвященные учету расходов на рекламу. Они напомнили, что к ненормируемым расходам на рекламу относятся затраты организации:

  • на участие в выставках, ярмарках, ­экспозициях;
  • оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
  • изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реа­лизуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации;
  • уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы на иные виды рекламы при расчете налога на прибыль признаются в размере, не превышающим 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Как видите, научные конференции, тематические семинары, симпозиумы не упомянуты среди ненормируемых видов рекламы. Значит, делают вывод специалисты Минфина России, расходы на проведения таких мероприятий нормируются. Причем в том, что это рекламные мероприятия, финансисты даже не сом­неваются.

…справедливы не всегда

На практике приведенная позиция ­специалистов финансового ведомства будет соответствовать действующему законодательству не во всех случаях. Она не вызовет нареканий только в ситуации, когда конференции, семинары и симпозиумы организовывались для неопределенного круга лиц. Напомним, что под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Такие разъяснения были даны Федеральной антимонопольной службой в письме от 05.04.2007 № АЦ/4624, а ­позднее были направлены ФНС ­России ­нижестоящим налоговым органам для использования в работе (письмо ФНС России 25.04.2007 № ­ШТ-6-3/348).

Как видите, расходы компании на проведение научных конференций, тематических семинаров и симпозиумов будут для целей налогообложения прибыли признаваться рекламными только в том случае, если организатору этих мероприятий заранее неизвестно, кто именно их посетит. Применительно к ситуации, рассмотренной в комментируемом письме, это будет означать следующее. У компании возникнут рекламные расходы, если, к примеру, тематический семинар был организован на специализированной выставке и его мог посетить кто угодно.

Но если компания приглашает на свои мероприятия конкретных лиц или конкретные организации, то здесь говорить о том, что у нее возникают рекламные расходы, уже нельзя. Ведь круг участников конференций, семинаров, симпозиумов определен изначально. Более того, как правило, на таких мероприятиях происходит регистрация участников. А значит, в такой ситуации не выполняется одно из условий, содержащееся в понятии «реклама» — информация должна быть предна­значена для неопределенного круга лиц.

И уж, конечно, не возникнет рекламных расходов при проведении платных конференций, семинаров и симпозиумов. В этом случае абсолютно точно известно лицо, оплатившее участие в данном мероприятии.

На наш взгляд, в подобных ситуациях расходы следует учитывать по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Ведь в том, что такие затраты напрямую связаны с деятельностью организации, направлены на получение дохода и экономически обоснованны, никто не сом­невается.