Защита данных в Интернете: вход в социальные сети только по пропускам?

| статьи | печать

На днях в Госдуму поступил законопроект, автор которого, депутат нижней палаты парламента Михаил Дегтярев, предлагает ужесточить правила пользования социальными сетями: вводить, изменять и удалять сведения с личной странички «ВКонтакте» или «Одноклассников» можно будет, только пройдя специальную процедуру верификации. Какую именно, решат владельцы социальных сетей.

Представленный на рассмотрение народных избранников законопроект направлен, как следует из пояснительной записки к нему, на дополнительную защиту частной жизни граждан, зарегистрированных в социальных сетях. Необходимость такой защиты обусловлена повсеместным распространением интернет-ресурсов, на которых пользователи размещают свои персональные данные и информацию о своей частной жизни. А последние становятся лакомым кусочком для преступников, использующих такие сведения в противоправных целях. Для наглядной демонстрации «масштабов катастрофы» приводятся и цифры: по состоянию на 12 августа этого года количество пользователей популярных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» составило 59,6 и 85,4 млн чел. соответственно.

Проект содержит и понятийный аппарат, в частности определение социальной сети, которого в действующем законодательстве нет. Так, под социальной сетью предлагается понимать сайт в Интернете, предназначенный для размещения пользователями в персональных разделах указанного сайта своих персональных данных, информации о частной жизни и обмена информацией с другими пользователями.

Для защиты частной жизни интернет-пользователей предлагается обязать владельцев социальных сетей обеспечивать процедуру верификации личности, прохождение которой будет подтверждаться значком «Личность подтверждена» на профиле пользователя. Правда, каким именно образом эту верификацию осуществлять, в законопроекте не сказано — решать этот вопрос будут владельцы соответствующих ресурсов. То есть теоретически она может быть сведена к ответу на вопрос «Ты ли это?» и стать такой же эффективной, как проверка достижения пользователем 18-летнего возраста, которую можно пройти, кликнув на нужную кнопку. Очевидно, что реальной пользы от такой верификации будет немного. Зато владельцы социальных сетей смогут заработать себе административное предупреждение, если не обес­печат механизм верификации — законопроект предлагает внести соответствующие изменения в КоАП РФ.

Правда, требования об обязательной верификации коснутся не всех социальных сетей, а лишь тех, чьей целевой аудиторией являются резиденты. К таковым предлагается отнести соцсети, отвечающие хотя бы двум из следующих критериев:

  • хостинг сайта осуществляет резидент;
  • права на доменное имя социальной сети принадлежат резиденту;
  • рекламодателями рекламы, размещенной в социальной сети, являются резиденты;
  • социальная сеть состоит из версии на иностранном языке и русифицированной версии;
  • информация в социальной сети размещена исключительно на русском языке.

Как видно, разработчики законопроекта активно используют понятие «резидент», в то время как в законопроекте оно не раскрывается. В Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» о резидентах тоже нет ни слова. А применять понятие «резидент», предусмотренное Налоговым кодексом РФ, в правоотношениях по поводу размещения информации в Интернете было бы несколько... странно. Впрочем, если даже допустить такую возможность, то указанные выше критерии никак не соотносятся с понятием социальной сети, целевой аудиторией которой являются «физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев».

Законопроект также предполагает поправки в Уголовный кодекс РФ — ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни» дополнить новым составом преступления. Незаконное использование или распространение размещенных в персональном разделе пользователя социальной сети, прошедшего верификацию, сведений о частной жизни, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в пуб­личном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в СМИ планируется наказывать штрафом, обязательными, исправительными или принудительными работами с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или даже лишением свободы.