Человеческий фактор в обеспечении ядерной безопасности

| статьи | печать

Атомная отрасль России — высокотехнологичное производство, включающее более 250 предприятий от ядерно-топливного цикла до научно-исследовательских институтов с числом занятых более 190 000 человек. Обеспечение же ядерной безопасности как приоритетной цели и внутренней потребности во многом зависит от человеческого фактора, и его значение возрастает. О культуре безопасности, квалификационной и психологической подготовленности работников рассказывает Владимир Минаев, в 2006—2013 гг. генеральный директор ОАО «Атомэнергоремонт», к.э.н.

Впервые термин «культура безопасности» применен в документе Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) INSAG-1 «Итоговый доклад о совещании по рассмотрению причин и последствий в Чернобыле», определившем неправильные действия персонала как главную причину аварии. Это словосочетание означает отношение человека к проблемам безопасности при выполнении им служебных обязанностей, или индивидуальную ответственность за свои поступки.

Безопасность следует понимать как систему мер по защите от опасностей, как возможность управления опасностями, умение предупреждать и предотвращать опасные ситуации. Как показал опыт российских и американских специалистов за последние десять лет, мерами только технического характера достичь необходимого уровня ядерной безопасности сложно.

Наряду с повышением технической подготовленности мотивация персонала и его готовность воспользоваться новой техникой и технологиями — залог дальнейшего укрепления сохранности ядерных материалов и, следовательно, общей безопасности страны и мира. Такие цели достигаются путем развития в организации культуры безопасности, подразумевающей определенную степень:

  • знания, понимания и приверженности персонала (от руководителей до исполнителей) нормам и правилам режима безопасности;
  • использования, совершенствования и поддержания в рабочем состоянии имеющихся в наличии технических средств обес­печения безопасности;
  • выполнения норм и правил режима безопасности, а также мотивации персонала решать связанные с безопасностью задачи.

Составляющие культуры безопасности

Можно выделить три уровня культуры ядерной безопасности (рис. 1).

Политический, законодательный уровень обеспечивает национальную основу для культуры безопасности. Правительство реализует свою ответственность за безопасность атомных станций и других опасных объектов с целью защиты населения и окружающей среды.

Уровень руководителей означает их регулярный контроль, влияющий на безопасность процессов, интерес к наиболее значимым вопросам ядерной безо­пасности, подчеркивает их значимость при работе с персоналом. Кроме того, их ответственность за введение и поддержание такой практики.

На уровне индивидуума условием формирования высокой культуры безопасности является создание на двух первых уровнях соответствующей обстановки, атмосферы и поощрение позиций, ведущих к повышению безопасности. Поскольку именно от персонала напрямую зависит безопасность станций, необходимо, чтобы он действовал на своем уровне в соответствии с принципами культуры безопасности.

Приоритетная задача концерна «Росэнергоатом» — обеспечение безопасности АЭС на всех этапах жизненного цикла.

Приверженность культуре безопасности реализована концерном в заявлении «Основные принципы деятельности эксплуатирующей организации по осуществлению централизованного управления атомными станциями и обеспечению их безопасности». А принятые обязательства по выполнению рекомендаций МАГАТЭ представлены в том числе в документах «Основные принципы безопасности АЭС» и «Культура безопасности». В них прописано, что на АЭС:

  • существует система контроля и надзора за исполнением работ, связанных с безопасностью, точностью и соответствием их выполнения установленным требованиям;
  • функционирует система подготовки и переподготовки персонала, а также оценки его компетенции и квалификации;
  • создана система поощрения и наказания, стимулирующая высокие показатели безопасности. При этом применение санкций не должно побуждать персонал к сокрытию ошибок;
  • большое внимание уделяется разработке и внедрению новых подходов к эксплуатации, совершенствованию деятельности и процедур по повышению уровня безопасности АЭС.

Культура безопасности при эксплуатации и ремонте

Организация и выполнение ремонтных работ оборудования АЭС напрямую влияет на безопасность, поэтому культуре безопасности в ремонте необходимо уделять первостепенное внимание, как ее организационной, так и индивидуальной компоненте. Это связано и со сложившейся спецификой деятельности персонала ремонтной организации и ремонтного персонала АЭС по сравнению с деятельностью эксплуатационного (оперативного) персонала АЭС.

1. Количество ремонтного персонала АЭС значительно больше, чем оперативного, причем рабочие-ремонтники с более низким образовательным и культурным уровнем.

2. Эксплуатируется АЭС ее персоналом. Ремонт же может проводиться различными способами (зависит от способа организации ТОиР) — хозспособом, подрядным или смешанным.

3. Принципиально различаются условия и характер труда этих двух категорий персонала:

  • оплата труда в ремонтной организации зависит от объемов выполненных работ по ТОиР, а не от безопасной и надежной работы оборудования;
  • повременная оплата труда ремонтного персонала АЭС не мотивирует на повышение безопасности, производительности и т.д.

4. Отсутствует система психофизиологического обследования и поддержки ремонтного персонала, хотя психофизические нагрузки, стрессовые нагрузки у ремонтников не ниже, чем у эксплуатационщиков.

5. Исторически оперативному персоналу уделяется больше внимания, и о значимости его работы можно судить по оплате труда, поддержании и повышении его квалификации, возможности получить психологическую поддержку, наличию документов МАГАТЭ и др. Кроме того, лучшей проработке проектирования деятельности, должностей, требований к компетенциям и выполнению работы.

6. Рыночный подход (основной критерий — стоимость услуги) при выборе подрядчиков на ТОиР, реконструкцию и модернизацию, с одной стороны, ведет к необходимости снижать стоимость работ, с другой — обеспечивать безопасную и надежную работу оборудования, что требует от ремонтной организации дополнительных затрат.

7. Ряд скрытых ошибок, недочетов и недоработок при ремонте увеличивает риск менее ответственного подхода к выполнению работы.

8. Организация ремонтных работ на АЭС имеет «пусковой» характер (концентрация ремонтного персонала на пусковых объектах).

9. Полная зависимость (финансовая, организационная, кадровая, корпоративная) основной подрядной ремонтной организации ОАО «Атомэнергоремонт» (далее — общество) от основного потребителя услуг по ТОиР — концерна. Дуализм предъявляемых к обществу со стороны концерна (материнской компании и одновременно заказчика) требований создает экономические и производственные ножницы.

Такой дифференцированный подход к персоналу породил необоснованный миф о престижности и приоритетности оперативной работы по сравнению с ремонтом. Вследствие этого эксплуатация и ремонт, а также их культуры безопасности существуют отдельно, что не способствует повышению качества работ и безопасности АЭС. На практике же эксплуатация и ремонт тесно связаны. Вот некоторые примеры.

Подготовка безопасной организации рабочего места ремонтника при выводе оборудования АЭС в ремонт — залог культуры безопасности при проведении ремонта. Это и снижение дозовых нагрузок на персонал за счет реализации определенных мероприятий, организация мест отдыха персонала при перерывах в работе, организация определенных проходов с учетом наличия действующего оборудования АЭС, обеспеченность раздевалками, санпропускниками, душевыми, кладовками и др.

Наличие и актуализация ремонтной и эксплуатационной документации значительно повышают культуру безопасности. А отсутствие постоянных рабочих мест при выполнении ремонтных работ создает определенные неудобства в хранении и использовании документации.

Качественное и своевременное выполнение ТОиР оборудования позволяет поддерживать его в надлежащем состоянии.

Актуальны и вопросы планирования ТО, ресурсов, а также взаимодействия собственника оборудования и подрядчика при выполнении работ по ТОиР, распределения зон их ответственности.

Опыт и обучение персонала

ТОиР систем, важных для безопасности АЭС, — технологически сложный процесс, требующий как высокопроизводительных средств оснащения и передовых методов организации, так и высококвалифицированного ремонтного персонала.

Рабочие в атомной отрасли составляют 62% общей численнос­ти работников. А из среднесписочной численности работников общества (примерно 8000) 72% — персонал рабочих профессий (рис. 2). Недостаток же рабочих кадров занимает первое место среди других проб­лем нашей страны. Это связано с отсутствием планомерной подготовки квалифицированных

кадров, незаинтересованностью участников образовательного процесса в целенаправленном приходе молодых специалистов на производство, а также с потерей престижности многих профессий. Приведем основные проблемы в этой области.

Действующая система тарифно-квалификационных справочников (ЕТКС) по профессиям рабочих требует кардинального пересмотра, а вся структура профессиональной квалификации — существенной модернизации. Например, в Европе профстандарты априори являются частью образовательного стандарта, потому что работодатель и представители образовательной системы тесно сотрудничают при поддержке всех государственных механизмов. В России же компании, не обладая методологией и соответствующими нормами разработки, зачастую самостоятельно создают необходимые для производственного процесса профстандарты.

Практически разрушена система начального профессионального образования, большинство средних учебных заведений, готовящих высококвалифицированных рабочих, перепрофилировано. Качество и структура подготовки выпускников учреждений профессионального образования не отвечают требованиям новой экономики: на рынке труда более 80% вакансий предназначены для рабочих, а удельный вес выпускников, осваивающих такие профессии, составляет лишь 30% общего количества выпускников. В России катастрофически не хватает учреждений начального и среднего профессионального образования, готовящих работников по специальностям, востребованным в атомной энергетике.

Дефицит рабочих кадров — комплексная проблема, поэтому подход к ее решению тоже должен быть комплексным. Ключевое направление здесь — разработка концепции системы профессионального обучения квалифицированных рабочих кадров атомной отрасли: принятие решений на уровне руководства отрасли, планирование структуры и механизма реализации (разработка профессиональных стандартов, формирование системы ресурсных центров нового поколения, совершенствование нормативно-правовой базы).

При существующей потребнос­ти общества в кадрах обеспечить стопроцентное профессиональное образование при приеме на работу не представляется возможным, хотя образовательный ценз персонала в обществе достаточно высокий — четверть промышленного персонала имеет высшее и такая же доля штата — среднее профессиональное образование.

Кроме того, идет процесс «старения» кадров и возникает проблема передачи знаний от опытного поколения молодым специалистам.

Нынешнее поколение работников повзрослело вместе со станциями и очень хорошо знает производственные системы, компоненты и условия работы. В последние годы оно либо уходит на пенсию, либо заменяется персоналом с меньшим опытом. В то же время низкие заработная плата и престижность труда ведут к сокращению численнос­ти и молодых перспективных работников в возрасте до 30—40 лет.

Данная проблема решается с помощью развития системы наставничества на рабочем месте, привлечения внештатных инструкторов из числа опытных работников, сочетания в процессе обучения изучения теории с практической подготовкой в ходе занятий на рабочем месте1.

Принятый новый закон об образовании в РФ возлагает ответственность за подготовку персонала на работодателя, что порождает необходимость локального решения проблемы дефицита рабочих кадров.

Общество как базовая специализированная ремонтная организация по выполнению комплекса работ по ТОиР, реконструкции, техническому перевооружению, сервисному обслуживанию и модернизации оборудования АЭС решает проблему дефицита квалифицированных рабочих за счет профессиональной подготовки кадров в двух своих учебных цент­рах при тесном сотрудничестве с профильными учебными заведениями.

Общество обладает всеми необходимыми лицензиями на образовательную деятельность. Учебные центры ремонтного персонала систематизируют передовой опыт, эффективные способы и рацпредложения в ремонтном производстве. Система профессиональной подготовки персонала, выполняющего работы по ТОиР систем и оборудования, важных для безопасности АЭС, определена стандартом общества. Стандарт определяет должности и профессии работников, которые должны проходить обучение в учебных центрах.

Практические навыки отрабатываются на тренировочном полигоне — на полноразмерных образцах и макетах основного энергетического оборудования, с максимальной достоверностью имитирующих условия работы на АЭС. В учебных центрах используются также современные обучающие 3D-комплексы, наглядно демонстрирующие состав основного оборудования и технологию проведения его ремонта.

В ходе партнерской проверки общества в конце 2008 г. оснащенность учебных полигонов и их роль в поддержании квалификации персонала были отмечены экспертами ВАО АЭС в числе «положительных практик». Высокую востребованность учебных центров подтверждает и их загрузка, в том числе работниками других организаций родственных сфер деятельности.

Программы подготовки и аттестации персонала для ТОиР включают рассмотрение инцидентов, когда в случаях недостаточной эксплуатационной надежности станции или ложного, случайного и ошибочного срабатывания систем безопасности, часто причиной были ошибки в выполнении процедур техничес­кого обслуживания и ремонта. Если же программа занятий позволяет организовывать учебу непосредственно на рабочих местах, инструкторы учебных центров общества выезжают на атомные станции. Такая схема позволяет не отрывать ремонтный персонал от производства и при этом снижать затраты на обучение.

Из международного опыта подготовки кадров интересна финская система обучения, основанная на сдаче демонст­рационных экзаменов — образовательный процесс и демонстрация профессионального мастерства проводятся в реальных условиях рабочего места.

Оценка культуры безопасности

Результаты деятельности в области культуры безопасности и ее состояние необходимо постоянно оценивать через систематический анализ коренных причин нежелательных событий на АЭС (нарушения в работе, отказы систем и оборудования).

Принципы же непрерывного улучшения процессов и повышения качества управления предполагают применение методов самооценки (самоанализа) и изучения лучших практик других организаций. Цели такой самооценки:

  • в вовлечении персонала в критический анализ состояния безопасности объекта;
  • улучшении организации работ;
  • повышении эффективности контроля за безопасностью объекта со стороны руководителей.

Задача самооценки — в продвижении к лучшему состоянию безопасности АЭС путем непосредственного привлечения персонала к критической переоценке и улучшению результатов работы. При этом можно обнаружить и устранить потенциально слабые места в системах безопасности АЭС. А строгая приверженность процессу самооценки способна мотивировать персонал к постоянному поиску улучшений состояния безопасности.

Существует пять главных факторов культуры безопаснос­ти, определяющих эффективность системы безопасности2.

Анализ соответствия культуры безопасности в обществе этим пяти факторам безопасности показал следующее:

1. Безопасность как ясно осознаваемая ценность:

  • проявляется в документации, общении и принятии решений;
  • при распределении ресурсов забота о безопасности стоит на первом месте;
  • персонал убежден, что безопасность и производство «идут рука об руку»;
  • в процессе принятия решений просматривается проактивный долгосрочный подход к вопросам безопасности.

2. Явное лидерство в отношении безопасности:

  • внимание к безопасности заметно на всех уровнях управления;
  • руководство пытается привлечь персонал к активному участию в усовершенствовании системы безопасности;
  • руководство в состоянии разрешать конфликты должным образом;
  • отношения руководства и остального персонала построено на доверии.

3. Четкое распределение ответственности:

  • роли и ответственность четко определены и понятны;
  • руководство делегирует полномочия в достаточной мере для упрощения отчетности;
  • ответственность за соблюдение техники безопасности лежит на каждом работнике предприятия независимо от уровня управления.

4. Безопасна организация, которая постоянно учится:

  • поощряется открытое оповещение об ошибках и отклонениях от нормы;
  • проводится внутренняя и внешняя оценка, а также самооценка;
  • отслеживаются, оцениваются и повышаются показатели эффективности системы безопасности (рис. 3);
  • наблюдается систематическое повышение квалификации персонала.

5. Безопасность включена во все виды деятельности:

  • высокое качество всех процессов от планирования до реализации и мониторинга выполнения;
  • персонал обладает необходимыми знаниями рабочих процессов;
  • учтены факторы, влияющие на мотивацию труда и удовлетворенность работой;
  • налажены межфункциональное и междисциплинарное сотрудничество, командный метод работы.

Непрерывное обучение, включая обмен опытом, — один из показателей высокой культуры безопасности организации. При обнаружении отклонений, их обсуждают, направляют на рассмотрение соответствующим специалистам и при необходимости корректируют. Так, выявление недостатков культуры безопасности становится многогранным процессом, в ходе которого формируется так называемая познавательная организация, способная подхватывать идеи, энергию и заботы людей на всех уровнях. Получаемые при этом преимущества способствуют повышению безопасности и ведут к еще большей приверженности культуре безопасности.

1 Рекомендации экспертов Всемирной ассоциации организаций, эксплуатирующих атомные электростанции (ВАО АЭС).

2 Документ МАГАТЭ серии «Доклады по безопасности» № 42 «Культура безопасности в ремонтной деятельности на АЭС».