Дистанционная работа — мечта или реальность? Вопросы, которые не решили поправки в ТК РФ

| статьи | печать

С 19 апреля этого года заключать трудовые договоры, а также подписывать и обмениваться иными документами работники и работодатели смогут не встречаясь. С этого дня вступят в силу поправки в Трудовой кодекс РФ, регулирующие труд дистанционных работников. Но действительно ли будущее «удаленки» будет безоблачным?

Законопроект, теперь уже ставший Федеральным законом от 05.04.2013 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 60-ФЗ), рассматривался Госдумой чуть больше полугода. Правительство внесло его на рассмотрение нижней палаты парламента в июне прошлого года. За это время текст законопроекта сильно не изменился, и все же нельзя не отметить, что в него были внесены принципиальные корректировки, о которых будет сказано далее.

В пояснительной записке к законопроекту разработчик (Минтруд России) справедливо отметил, что дистанционная работа имеет ряд преимуществ: сокращение издержек работодателя на организацию рабочих мест (в том числе аренду офисных помещений), экономию времени, энергии и расходов работника на проезд (а это, по мнению разработчиков, улучшит ситуацию с транспортом), а также то, что в домашних или других удаленных условиях повысится производительность труда. Правда, с последним утверждением можно поспорить. Насколько эффективна работа, если сотрудник выполняет ее в пижаме и тапочках? Или сидя на берегу океана?

Несмотря на это, введение такого понятия, как дистанционная работа, следует оценить безусловно положительно, ведь плюсов оно имеет больше, чем минусов. В частности, дистанционная работа расширяет возможности трудоустройства для лиц с ограниченными физическими возможностями, о чем в пояснительной записке, кстати, не сказано.

Как теперь отличить надомного работника от дистанционного

Регулирование труда дистанционных работников хоть и нельзя назвать очень подробным, но все же оно обширнее, чем регулирование надомного труда (глава 49 ТК РФ). В законопроекте в определении дистанционной работы (точнее, работников — сначала дефиницию давали именно им) содержалось указание на то, что к ней не относится работа надомная. Однако из Закона № 60-ФЗ эта оговорка исключена. Действительно, чем отличается надомный труд от дистанционного, сразу понять сложно. Выделим несколько отличий:

  • уже из названия «надомная работа» понятно, что местом осуществления трудовых обязанностей для сотрудника является его дом. Проще говоря, работодатель точно знает и закрепляет в трудовом договоре, по какому адресу работника искать в случае необходимости. Для дистанционных работников такого ограничения нет — они могут работать хоть на Кубе, хоть на Камчатке, главное — вне оборудованного работодателем стационарного рабочего места;
  • для надомников предусмотрена возможность выполнения работы с привлечением членов семьи (ст. 310 ТК РФ), для дистанционных работников такой возможности не закреплено. Хотя они могут поступать и аналогичным образом, поскольку проконтролировать исполнение трудовых обязанностей лично работником работодатель не сможет;
  • поскольку никаких специальных положений для надомных работников в ТК РФ не предусмотрено, трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним и иные документы, оформляющие правоотношения работника и работодателя, заключаются в письменном виде на бумажном носителе. При дистанционной работе все документы можно подписывать с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП), что, впрочем, не запрещает подписать их на бумаге;
  • для привлечения лиц к дистанционной работе законодатель не устанавливает такого ограничения, как соответствие характера этой работы состоянию здоровья сотрудника, как это предусмотрено для надомников (ст. 311 ТК РФ).

В Законе № 60-ФЗ не установлено никаких особых правил для предоставления сотрудникам отпусков, из чего можно сделать вывод, что отдыхать дистанционные работники будут в общем порядке. При этом, как и надомники, устанавливать себе график работы они могут самостоятельно, если иное не предусмотрено в трудовом договоре. В нем же стороны вольны зафиксировать основания прекращения трудового договора, не установленные Трудовым кодексом РФ (ст. 312.5 ТК РФ в ред. Закона № 60-ФЗ).

Что первично — бумага или электронный документ?

Очевидно, что российские законодатели (и государство вообще) взяли курс на внедрение электронного документооборота во всех сферах общественной жизни. И, надо сказать, преуспели в этом начинании. Однако издержки подозрительности к «бестелесным» документам прослеживаются до сих пор, в том числе и в Законе № 60-ФЗ. Вероятно, потому, что наше общество все-таки пока не готово полностью перейти на электронный документооборот.

Например, при заключении трудового договора сотрудник вправе предоставить работодателю необходимые для этого документы в электронном виде (ст. 312.2 ТК РФ в ред. Закона № 60-ФЗ). Однако работодатель вправе потребовать от работника направить нотариально заверенные бумажные копии таких документов по почте заказным письмом с уведомлением. Повлияет ли как-то эта обязанность на срок заключения трудового договора, в Законе № 60-ФЗ не сказано. В связи с этим не ясно, будут ли трудовые договоры заключаться сразу после предоставления электронных документов, или работодатель имеет право дождаться их бумажных аналогов. В Законе № 60-ФЗ право работодателя запросить бумажные копии не связано с какими-либо условиями, а потому, скорее всего, требовать нотариально заверенных копий будут поголовно все.

Некоторые документы сторонам трудового договора придется направлять только в бумажном виде по почте заказным письмом с уведомлением. Для работников это:

  • документы, подтверждающие права сотрудника на пособия по нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • трудовая книжка, если сотрудник хочет, чтобы в нее внесли запись о дистанционной работе. Для того чтобы запись можно было не вносить, работодателю и работнику нужно заключить специальное соглашение;
  • нотариально заверенные документы для приема на работу, если работодатель потребовал их предоставить, о чем было сказано выше.
  • Работодатель обязан направить работнику по почте:
  • копии документов, связанных с работой, при подаче работником соответствующего заявления (направить их следует в течение трех рабочих дней после подачи заявления);
  • надлежаще оформленный экземпляр трудового договора, если он был заключен в форме обмена электронными документами;
  • копию приказа о прекращении трудового договора, если ознакомление с ним проходило в форме обмена электронными документами. Сделать это нужно в день прекращения трудового договора.

В Законе № 60-ФЗ не сказано, по какому именно адресу работодатель обязан направлять работнику указанные документы. Но, видимо, делать это необходимо по адресу, указанному в трудовом договоре, или же, если сотрудник работает в путешествии, заранее оговаривать этот пункт также в трудовом договоре. Представляется, что если работник, сменив адрес, не уведомил об этом работодателя, риск неблагоприятных последствий неполучения бумажных докумен­тов будет нести именно он.

Во сколько сотруднику обойдется дистанционная работа?

На наш взгляд, ключевым отличием дистанционной работы от надомной является именно то, что сотрудник может заключить договор, работать и уволиться, ни разу не встретив своего начальника, то есть полностью виртуально. Подписывать электронные документы работник и работодатель будут с помощью сертификатов усиленных квалифицированных ЭЦП. Правда, с реализацией этой возможности не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Как нам сообщили в нескольких компаниях, которые являются удостоверяющими центрами и специализируются на выдаче сертификатов ЭЦП и их технической поддержке, для использования усиленной квалифицированной ЭЦП работнику придется потратить немного времени и денежных средств. Для использования цифровой подписи необходимо специальное программное обеспечение, его техническая поддержка, а также получение в удостоверяющем центре материального носителя с записанными на нем сертификатами ЭЦП. Средняя стоимость всего этого пакета по России варьируется от 3000 до 6000 руб. При этом стоит учитывать, что сертификаты имеют ограниченный срок действия, а потому платить за использование ЭЦП придется не единожды. Однако если гражданин уже получил ЭЦП для пользования порталом государственных услуг, то эта же электронная подпись, скорее всего, подойдет ему и для обмена документами с работодателем.

Использование в трудовых отношениях ЭЦП вызывает еще много вопросов, в частности, можно ли будет обмениваться электронными документами, подписанными ЭЦП, которые в Законе № 60-ФЗ прямо не указаны. Например, если работник по указанию работодателя приобрел за свой счет какое-либо программное обеспечение или оборудование (это предусмотрено в ч. 8 ст. 312.2 ТК РФ в ред. Закона № 60-ФЗ), и ему необходимо эти расходы возместить. Возникают некоторые сомнения относительно возможности подписания авансового отчета с помощью ЭЦП. Да и примет ли такой документ бухгалтерия? А налоговая? На эти вопросы законодатели не ответили. Если же ответ отрицательный, и дистанционному работнику все равно придется приезжать в офис, то разница между надомной и дистанционной работой действительно оказывается не так уж велика.

Комментарии

Зиннятуллин Зиннур,
юрист Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»

Экономические реалии заставляют работодателя постепенно менять способы взаимодействия со своим работником. Так, каждый работодатель стремится сэкономить на расходах, связанных с производственной необходимостью. Именно потому в повседневной жизни все большее распространение получает не бумажный, а электронный документооборот. Рассматриваемый Закон № 60-ФЗ закрепляет права работников на осуществление трудовой деятельности вне стандартного рабочего места — нахождения работодателя. На сегодняшний день при осуществлении работником трудовой деятельности вне офиса работодатель может воспользоваться пробелом в трудовом законодательстве и уволить сотрудника за прогул, если только такому сотруднику не установлен надомный режим.

Однако, на мой взгляд, нормы ТК РФ, регулирующие работу надомников, не являются достаточными. Ведь надомный труд ограничивается определенным местом, то есть домом сотрудника, на практике же многие люди работают, путешествуя по миру, поэтому верно будет понятие дистанционный труд, а не надомный. В этом смысле Закон № 60-ФЗ удовлетворяет потребности общества, уже объективно сформировавшиеся в жизни.

Думаю, новый дистанционный режим работы будет востребован, ведь он позволяет полноценно закреплять, а следовательно, защищать права и законные интересы работников и работодателей. Единственная трудность, которая может возникнуть при реализации нововведений, — недостаточный уровень развития системы электронного оборота документов. То есть правовые нормы уже есть, а как их использовать на деле, никто не знает. Еще одна проблема заключается в том, что суды общей юрисдикции, разрешающие трудовые споры, пока не готовы рассматривать (и не рассматривают) в качестве доказательств электронные документы (переписку по электронной почте, файлы, отправленные по Интернету, и т.д.). Но, надеюсь, с вступлением в силу этого закона ситуация изменится.

Шинкаренко Павел,
управляющий партнер юридической компании «Сенешаль Нейман»

Изменения в законодательстве, связанные с дистанционной работой, должны были облегчить в том числе процедуру заключения и исполнения трудовых договоров российских работодателей с так называемыми фрилансерами.

Но, к сожалению, изменения, предусмотренные в Законе № 60-ФЗ, написаны таким образом, что компаниям гораздо проще привлекать фрилансеров в привычном порядке — на основании гражданско-правовых договоров (подряда или оказания услуг), а не принимать их в штат. Конечно, такой способ урегулирования правоотношений не подходит, если речь идет о выполнении определенной трудовой функции на протяжении длительного периода времени.

В то же время не следует переоценивать возможности фрилансеров в умении пользоваться довольно непростыми механизмами криптошифрования. А обмен электронными документами между работодателем и работником в соответствии с Законом № 60-ФЗ возможен только с использованием квалифицированной электронной подписи.

Необходимо также помнить и о том, что дистанционные работники могут жить далеко за пределами Московского региона. В том числе в таком регионе, где найти удостоверяющий центр и получить необходимый сертификат электронной подписи будет совсем непросто.

Полагаю, что потенциального работодателя может остановить и отсутствие прописанного в законе упрощенного механизма расторжения трудового договора на выполнение дистанционной работы. Странно, что законодатель даже не предпринял попыток предложить особый механизм расторжения трудового договора для такого случая, пусть даже с выплатами определенных компенсаций работнику.

С учетом изложенного, по моему мнению, данный закон не будет массово применяться работодателями, поскольку он вводит довольно ощутимые организационные препоны и не создает особых преимуществ по сравнению с гражданско-правовым регулированием данных правоотношений.

Обзор документов

Федеральный конституционный закон от 05.04.2013 № 1-ФКЗ «О внесении изменения в статью 80 Федерального конституционного закона „О Конституционном Суде Российской Федерации“»

Вступает в силу с 19 апреля 2013 г.

Внесены изменения в порядок приведения российского законодательства в соответствие с решениями Конституционного суда РФ.

В случае признания Конституционным судом РФ какой-либо правовой нормы не соответствующей основному закону страны, Правительство РФ обязано внести на рассмотрение Госдумы законопроект с соответствующими поправками в течение трех месяцев со дня опубликования соответствующего решения КС РФ. Госдума в свою очередь обязана рассматривать такие законопроекты во внеочередном порядке.

После вступления в силу Федерального конституционного закона от 05.04.2013 № 1-ФКЗ, то есть с 19 апреля, указанный порядок изменится. Во-первых, у правительства вместо трех месяцев будет шесть для подготовки законопроекта. У КС РФ будет возможность предусмотреть иной срок в своем решении, причем в Федеральном конституционном законе от 05.04.2013 № 1-ФКЗ никаких временных ограничений для этого не установлено.

Во-вторых, оговорка о внеочередном рассмотрении таких законопроектов депутатами будет исключена. В-третьих, проекты законов, содержащие поправки с целью приведения законодательства в соответствие с решением КС РФ, смогут вносить также Президент РФ, Совет Федерации или его члены, депутаты Госдумы, законодательные органы субъектов РФ, Верховный и Высший арбитражный суды (по вопросам их компетенции). Наличие положительного отзыва в отношении законопроекта, представленного одним из перечисленных субъектов, дает правительству право отложить (не отменить) внесение собственного законопроекта в Госдуму.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 47-ФЗ «О внесении изменения в статью 41 Федерального закона „Об акционерных обществах“»

Вступает в силу с 19 апреля 2013 г.

Вносятся очередные поправки в законодательство об акционерных обществах в части реализации преимущественного права на приобретение дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.

По общему правилу срок, отведенный на реализацию преимущественного права на приобретение указанных акций или ценных бумаг, не может быть менее 45 дней с момента направления (вручения) или опубликования уведомления о возможности такое право реализовать. Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлены исключения из этого правила, перечень которых с 19 апреля пополнится еще одним случаем.

Так, минимальный срок реализации преимущественного права составит не 45, а восемь рабочих дней с момента раскрытия информации, содержащейся в уведомлении о возможности выкупа в порядке реализации преимущественного права, если:

  • эмитентом является общество кредитная организация, владельцем более 50% обыкновенных акций которого выступает;
  • цена размещения дополнительных акций (ценных бумаг, конвертируемых в акции) или порядок ее определения установлены решением, являющимся основанием для размещения путем открытой подписки дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, с их оплатой деньгами;
  • информация, содержащаяся в уведомлении, раскрывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Текст документа будет опубликован в «БП», 2013, № 15.