Опасные производственные объекты: грядет перерегистрация

| статьи | печать

15 марта 2013 г. вступят в силу основные поправки в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и ряд других законодательных актов, принятые Федеральным законом от 04.03.2013 № 22-ФЗ1. А до конца текущего года многим компаниям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, придется пересмотреть свою промышленную политику в соответствии с новыми законодательными требованиями

Принятый закон направлен на реализацию положений Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий (Конвенция № 174), ратифицированной Федеральным законом от 30.11.2011 № 366-ФЗ, и Концепции совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий на период до 2020 г., утвержденной решением Коллегии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 сентября 2011 г.

Эксперты в сфере промышленной безопасности в последнее время отмечали две серьезные проблемы. С одной стороны, это недостаточное государственное регулирование в отношении объектов, безопасность которых имеет существенное значение для граждан, общества и государства. С другой стороны, избыточное госрегулирование в отношении объектов, не имеющих такого значения. Причем все сходились во мнении, что на сегодняшний день отсутствуют эффективные стимулы для обновления основных фондов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (ОПО). Кроме того, действующая система обеспечения промышленной безопасности не учитывает особенностей осуществления НИОКР и опытно-промышленного производства.

Промбезопасность в терминах

Прежде всего, уточнен понятийный аппарат, используемый в Федеральном законе от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон № 116-ФЗ). В частности, в преамбуле к данному закону появились понятия «обоснование безопасности опасного производственного объекта» и «система управления промышленной безопасностью».

Обоснование безопасности опасного производственного объекта — это документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта. Такой документ, а также изменения, вносимые в него, подлежат обязательной экспертизе промышленной безопасности.

Под системой управления промышленной безопасностью подразумевается комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей ОПО, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий.

Классификация по-европейски

Ключевое новшество: уточнены критерии идентификации ОПО. Вводится классификация таких объектов, учитывающая степень риска возникновения аварии и масштабы их возможных последствий, гармонизированная с законодательством Европейского союза. В соответствии с новой классификацией все ОПО будут разделены на четыре класса опасности:

  • I класс — объекты чрезвычайно высокой опасности;
  • II класс — объекты высокой опасности;
  • III класс — объекты средней опасности;
  • IV класс — объекты низкой опасности.

Критерии, в соответствии с которыми объекты будут отнесены к тому или иному классу опасности, указаны в приложении 2 к Закону № 116-ФЗ. Присваивать класс опасности объекту будут при его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Важно: ОПО, зарегистрированные в госреестре до дня вступления в силу Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ (до 15 марта 2013 г.), подлежат перерегистрации с присвоением соответствующего класса опасности до 1 января 2014 г.

На ОПО I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Порядок осуществления такого надзора устанавливает Правительство РФ. Плановые проверки организаций, эксплуатирующих ОПО I и II класса опасности, будут проводиться не чаще одного раза в год, III класса опасности — одного раза в три года. Плановых проверок объектов IV класса не будет.

Системы управления

Организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью.

Такие системы, в частности, призваны обеспечить: идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на ОПО и связанных с такими авариями угроз, планирование и реализацию мер по снижению риска аварий, координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов, производственный контроль.

Требования к документационному обеспечению упомянутых систем установит Правительство РФ. Проект соответствующего постановления уже разработан. Согласно ему такая документация будет включать, в частности, заявление о политике эксплуатирующей организации (эксплуа­тирующих организаций) в области промышленной безопасности, положения о системе управления промышленной безопасностью и о производственном контроле. Указанные требования разработаны с учетом методологии создания и функционирования различных систем управления в соответствии с общепризнанными международными стандартами ИСО серии 9000 (управление качеством), ИСО серии 1400 (управление охраной окружающей среды), стандарта OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента здоровья и безопасности на производстве. Требования» и стандарта ГОСТ Р 12.0.007—2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию».

Декларирование

Сфера обязательного декларирования промышленной безопасности ограничена ОПО I и II классов. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию такого объекта. В некоторых случаях нужно будет разработать вновь декларацию уже эксплуа­тирумого ОПО. Например, если истекло десять лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации или изменились техпроцессы на ОПО.

к сведению

Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

1 Федеральный закон от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О промышленной безопасности опасных производственных объектов“, отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса РФ», для отдельных положений данного закона установлены иные сроки вступления их в силу.