Публично-правовая компания — реинкарнация государственных корпораций на благо общества

| статьи | печать

Правительство РФ намерено внести на рассмотрение в Госдуму законопроект, которым предлагается учредить новую организационно-правовую форму юридических лиц — публично-правовую компанию. До 15 февраля Минэкономразвития России принимает замечания к тексту законопроекта, который опубликован на сайте министерства.

Не дожидаясь поправок в главу «Юридические лица» ГК РФ, Правительство РФ разработало законопроект, предусматривающий создание новой организационно-правовой формы юридических лиц — публично-правовой компании. Как указано в пояснительной записке к этому документу, предлагаемые нововведения подготовлены «в рамках доработки проекта федерального закона № 47538-6 „О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации“».

Цель законопроекта — унифицировать законодательство

В пояснительной записке к законопроекту содержится легкий намек: созданные сегодня государственные корпорации не всегда разумно распоряжаются государственными деньгами, вверенными им, и причина этого — недостаточный контроль за их деятельностью. В настоящее время такой контроль, как и правовое регулирование деятельнос­ти госкорпораций и госкомпаний, осуществляется точечно, на основании законов о создании той или иной корпорации. Однако, по мнению правительства, назрела необходимость сформировать унифицированные правила создания, осуществления деятельности и ликвидации таких «государственных фирм». Эту проблему и должен решить предложенный законопроект. Детальное же регулирование будет устанавливаться нормативными актами о создании публично-правовых компаний (законами или решениями правительства).

Предлагаемые изменения должны будут унифицировать законодательство о госкорпорациях и госкомпаниях, повысить эффективность и степень прозрачности их деятельнос­ти путем создания новой организационно-правовой формы с последующим преобразованием госкорпораций, действующих в неконкурентной среде, в публично-правовые компании.

То же самое, что госкорпорация, но универсальнее

Определение публично-правовой компании, предложенное в законопроекте, практически идентично определению государственной корпорации, которое содержится в ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Хотя разработчики законопроекта и не скрывали, что его основной целью является упорядоченное правовое регулирование деятельности госкорпораций, которые, возможно, перевоплотятся в новую форму существования. Об этом свидетельствует и положение п. 3 ст. 2 законопроекта, где сказано, что публично-правовая компания может быть создана в том числе путем реорганизации госкорпорации или госкомпании (ст. 7.1, 7.2 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ ).

Под публично-правовой компанией предлагается понимать унитарную некоммерческую организацию, осуществляющую свою деятельность в интересах государства и общества, наделенную публично-правовыми функциями и полномочиями и созданную Российской Федерацией в порядке, предусмотренном федеральным законом. Но, в отличие от госкорпораций, которые создаются только федеральными законами, публично-правовые компании также будут создаваться по решению Правительства РФ.

Публично-правовая компания может быть создана в целях:

  • проведения государственной политики;
  • оказания государственных услуг;
  • управления государственным имуществом;
  • обеспечения модернизации и инновационного развития;
  • осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики;
  • реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов;
  • для выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера.

На публично-правовые компании, как и сейчас — на гос­корпорации и госкомпании, будут распространяться требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», то есть приобретать товары, услуги и работы они смогут на основании и в соответствии с утвержденным и опубликованным на официальном сайте компании Положением о закупках.

Кроме того, на работников публично-правовых компаний будут распространяться ограничения, установленные Трудовым кодексом РФ для работников госкорпораций и гос­компаний. Среди прочего им будет запрещено:

  • участвовать в деятельности органов управления и контроля коммерческой организации, за исключением случая, когда на это имеется согласие наблюдательного совета публично-правовой компании;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • выступать поверенным или представителем по делам третьих лиц в публично-правовой компании, за исключением осуществления такой деятельнос­ти с согласия высшего органа управления компании;
  • получать вознаграждения от граждан и организаций, за исключением случаев, когда такие вознаграждения получены за участие в органах управления или контроля компании, осуществляемое с согласия работодателя;
  • принимать от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий) без письменного разрешения представителя публично-правовой компании;
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений (ст. 349.1 ТК РФ).

Главные органы управления компанией назначит правительство

Учредительных документов у публично-правовых компаний, созданных на основе федеральных законов, не будет; правовое положение такой организации планируется устанавливать соответствующим законом. У компаний, созданных по решению правительства, будет устав, в котором и будут закреплены основные правила осуществления ее деятельности.

Учредителем обоих типов организаций сможет быть только Российская Федерация. Но при этом РФ не будет отвечать по обязательствам публично-правовой компании, и наоборот.

Законопроектом предусмотрена нехитрая система органов управления публично-правовой компании: высший орган управления — наблюдательный совет, единоличный исполнительный орган — генеральный директор. Также в компании может быть образовано правление, являющееся исполнительным коллегиальным органом во главе с генеральным директором (по должности).

Устав публично-правовой компании, персональный и количественный состав ее наблюдательного совета, а также генеральный директор компании будет утверждать (назначать) Правительство РФ.

В законопроекте сказано, что на официальном сайте публично-правовой компании должна будет публиковаться стратегия ее развития, а также годовой отчет о деятельности компании, но только в объеме, определенном наблюдательным советом. Также в Интернете будут размещаться свидетельство о госрегистрации компании, решение о назначении генерального директора, положения о филиалах и представительствах, сведения о составе наблюдательного совета и правления, годовая (бухгалтерская) отчетность и аудиторское заключение о ней, отчет об итогах инвестирования временно свободных средств.

к сведению

В настоящее время в России действуют семь государственных корпораций:

  • Агентство по страхованию вкладов;
  • Внешэкономбанк;
  • Российская корпорация нанотехнологий;
  • Ростехнологии;
  • Росатом;
  • Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта;
  • Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Деятельность последней корпорации планировалось завершить с 1 января 2013 г., но затем ей продлили жизнь еще на три года. Что касается Сочинской корпорации, то она прекратит свою деятельность после окончания Олимпиады-2014. Первые две госкорпорации в случае принятия законопроекта будут реорганизованы в публично-правовые компании.