Налоговики проиграли битву за НДС с банкротов

| статьи | печать

На заседании Пленума ВАС РФ, состоявшемся 25 января 2013 г., высшие арбитры приняли постановление «Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом».1 Документ расставил все точки над «i» в вопросах, касающихся уплаты НДС при продаже имущества в процессе процедуры банкротства. И сделано это в интересах кредиторов налогоплательщика-банкрота, а отнюдь не федерального бюджета.

Бюджет подождет, пока банкрот уплатит НДС

Налоговый кодекс в действующей редакции предусматривает, что при продаже имущества должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества, кроме физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Покупатели — налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС (п. 4.1 ст. 161 НК РФ).

Ранее налоговыми агентами в такой ситуации признавались лица, уполномоченные осуществлять реализацию имущества должников-банкротов, в том числе арбитражные и конкурсные управляющие (п. 4 ст. 161 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 октября 2011 г.).

Получается, что и старая, и новая редакции Налогового кодекса предусматривают уплату НДС в момент продажи имущества, то есть раньше, чем поступившие от реализации денежные средства начинают распределяться между кредиторами в соответствии с положениями Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Дело в том, что положения п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве относят налоговые платежи лишь к четвертой очереди текущих требований. Налоги, в том числе НДС, могут уплачиваться только после погашения должником судебных расходов по делу о банкротстве и расходов на выплату вознаграждений арбитражным управляющим и привлеченным ими лицам (первая очередь), задолженности по оплате труда (вторая очередь) и коммунальным и эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника (третья очередь). А если приоритет отдается положениям Налогового кодекса, то первым, в нарушение установленной очередности, получает деньги бюджет.

В ситуации, когда реализуемое имущество является предметом залога, такая «внеочередная» уплата НДС нарушает права залогового кредитора на получение удовлетворения обеспеченного залогом требования в установленной пропорции, которая определяется исходя из всей вырученной от продажи заложенного имущества суммы (п. 2 ст. 138 Закона о банкротстве). Минфин России считает, что уплата НДС с доходов от реализации имущества должников–банкротов в первую очередь является правомерной. Например, в письме от 11.06.2009 № 03-07-11/155 финансисты указали, что при выполнении арбитражными (конкурсными) управляющими обязанностей налоговых агентов права должников и их кредиторов не нарушаются, поскольку НДС уплачивается в бюджет за счет средств покупателей имущества. Естественно, кредиторы должников-банкротов не согласны получать причитающиеся им деньги за вычетом НДС, поэтому коллизия между Налоговым кодексом и Законом о банкротстве нередко становится предметом разбирательства в арбитраже.

Некоторые суды также считают приоритетными положения Налогового кодекса. Так, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 24.10.2012 № Ф03-5414/2010 пришел к выводу, что действия конкурсного управляющего по удержанию НДС из суммы, вырученной от продажи предмета залога (до 1 октября 2011 г.), являются обоснованными и не нарушают права залогового кредитора. Конкурсный управляющий перечислил банку как залогодержателю денежные средства в соответствии с пропорцией, установленной п. 2 ст. 138 Закона о банкротстве, за минусом НДС, что, по мнению арбитров, соответствует действовавшему в спорный период правовому регулированию. Однако в большинстве своем суды считали, что первоочередная уплата НДС нарушает права кредиторов должника и противоречит Закону о банкротстве.

Пленум ВАС РФ в комментируемом постановлении однозначно решил вопрос исходя из приоритета требований Закона о банкротстве. Высшие арбитры постановили: НДС в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должен уплачивать сам должник как налогоплательщик в сроки, установленные п. 1 ст. 174 НК РФ. Но сделать это он должен с соблюдением очередности, прописанной в п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве. Сумма же, полученная от продажи имущества должника, перечисляется полностью (без удержания НДС) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов должнику. Эта сумма распределяется по правилам, установленным ст. 134 и 138 Закона о банкротстве. Напомним, что аналогичная позиция была высказана в постановлении Президиума ВАС РФ от 21.06.2011 № 439/11.

НДС уплачивается не всегда

Помимо решения «основного вопроса» Пленум ВАС РФ обратил внимание судов и на такой момент: положения ст. 161 НК РФ нельзя истолковывать как означающие обязательное обложение НДС операций по реализации имущества должника. Ведь должник может не являться плательщиком НДС, а операции по продаже определенного имущества могут не признаваться объектом обложения данным налогом или освобождаться от налогообложения в силу ст. 146 и 149 НК РФ. В частности, в случае признания банкротом индивидуального предпринимателя он утрачивает этот статус с момента открытия конкурсного производства (об этом говорится в ст. 216 Закона о банкротстве), а значит, перестает признаваться плательщиком НДС. Поэтому операции по реализации имущества предпринимателя-банкрота в ходе конкурсного производства не подлежат обложению НДС. Отметим, что с этим на данный момент согласны и финансовое ведомство, и налоговики (письма Минфина России от 20.09.2012 № 03-07-14/93 и от 16.02.2012 № 03-04-08/3-28, ФНС России от 11.03.2012 № ЕД-4-3/3965).

Точно так же, указали высшие арбитры, не уплачивается НДС при продаже имущества банкротов-организаций, не являющихся плательщиками данного налога в силу применения специальных налоговых режимов. Эту позицию поддерживают и чиновники (письма Минфина России от 20.06.2012 № 03-07-15/63, ФНС России от 20.09.2012 № ЕД-4-3/15733).

Подтвердили высшие арбитры и свою позицию, выраженную в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 790/11: не подлежит обложению НДС реализация конкурсного имущества в случаях, подпадающих под действие п. 2 ст. 146 НК РФ. В частности, не уплачивается НДС при реализации принадлежащих компаниям-банкротам земельных участков, поскольку в силу подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ такие операции не признаются объектом налогообложения по данному налогу. А с тем, что НДС не уплачивается при осуществлении в рамках процедуры банкротства операций по реализации, освобождаемых от налогообложения на основании норм ст. 149 НК РФ (например, реализация ценных бумаг), согласны и в Минфине России (письмо от 16.01.2012 № 03-07-07/01).

1 На момент подготовки номера в печать постановлению Пленума ВАС РФ реквизиты не присвоены.