Четвёртый сценарий

| статьи | печать
Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, Алексей Кудрин и Герман Греф озвучили три негативных сценария развития. Глава правительства Дмитрий Медведев, оценивая эти сценарии как достаточно пессимистичные, подчеркнул: «Хуже было бы, если бы перед нами лежало три оптимистических сценария: после этого может унести голову у любого правительства — остаётся только расслабиться и получать удовольствие. Полностью уверен: ни один из этих сценариев не будет реализован. Будет реализован четвёртый сценарий, а вот насколько он будет успешным, зависит от всех нас. Зависит от российского бизнеса, зависит от российского гражданского общества, зависит в конечном счёте от народа России и от наших друзей».

Бюджетное правило

Оценив исследование оппонентов как весьма полезное для понимания ситуации в мировой и российской экономике и тенденций развития на ближайшие годы, Медведев заключил, что оно может послужить «хорошей основой для выработки правильной политики, цель которой — трансформировать потенциальные вызовы и угрозы в новые благоприятные возможности и источники стабильного роста».

Среди действий, предпринятых правительством в этом направлении, он, в частности, выделил решение о введении «жёсткого бюджетного правила, которое означает, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные за счёт высоких цен, будут сберегаться, а использоваться только в период низких цен на сырьё».

Иными словами, деньги, часть которых не столько мы заработали, сколько нам, благодаря конъюнктуре, «отстегнули» глобальные потребители, конкурирующие между собой за энергоресурсы, — должны вкладываться не в инновации, не в развитие, не в конкурентные проекты, а в кубышку! А ведь чуть ранее, на Гайдаровском форуме, премьер убеждённо рассуждал: «Государственная экономическая политика не может быть стандартной, она требует инновационных решений».

Не двойные ли это стандарты: призывая к нетрадиционным подходам в экономике для обеспечения прорывных решений, действовать не просто консервативно, а подобно средневековому скупому рыцарю, чахнущему «над златом»?

Фактически «бюджетное правило» означает постоянную подготовку к грядущему кризису. Известен сценический прием: ружьё, висящее на стене, по ходу спектакля должно обязательно выстрелить. Так и в рыночной экономике: многовековой опыт свидетельствует, что те или иные кризисы неизбежны. Перефразируя ещё одно известное выражение: «Хочешь мира — готовься к войне», скажем: «Хочешь встретить кризис во всеоружии — развивайся активно!». Неслучайно другие страны (те, что впереди нас) преодолевают свои проблемы в пути и модернизируются «на ходу», а мы всё топчемся на месте, увлечённо перечисляя затруднения, оправдывающие перед всем миром нашу нерешительность. Не удивительно, что для тех, кто уходит «в отрыв», мы становимся всё менее интересными и значимыми.

Чтобы привлекать товаром, надо участвовать в конкурентном производстве. Чтобы привлекать идеями, надо «плыть в русле» и воспринимать тренды. В целом это и есть дважды подряд повторённое премьером актуальное «повышение уровня интеграции российских фирм в международной цепочке создания добавленной стоимости». Но где госэкономполитика с конкретными формулировками, необходимым финансированием, авторитетными исполнителями и прозрачным, но жёстким контролем?

Медлить больше нельзя

Можно по-разному относиться к рыночным преобразованиям в России, но не будет преувеличением утверждение, что технологическая деградация промышленности началась с перестройки — в далёкие 80-е годы прошлого века — и продолжается без малого три десятилетия. Не устанем повторять, что есть и конкурентные достижения, и перспективные результаты. Но в целом наше отставание от мировых лидеров, «задающих тон» в глобальной экономике, становится всё более системным. И речь уже не идёт об отдельных, пусть даже сложных проблемах…

По словам Медведева, «существенный итог нашей работы за последнее время — это формирование институтов, которые обеспечивают старт экономического роста на основе инвестиций и инноваций». О том и речь, что конкуренты давно в пути, кое-кто промежуточный финиш прошёл, а мы всё стартуем…

Банк развития, Агентство страхования экспорта, Российский фонд прямых инвестиций и множество других, неизбежно возникающих рядом более мелких структур — это, конечно, и замечательно, и необходимо.

Но когда начнётся, что неоднократно признавал Медведев, «технологическая модернизация, которая обеспечит создание миллионов высококвалифицированных рабочих мест»?А ещё «нам нужна экономическая диверсификация, ослабление зависимости от колебания цен на энергоносители. Нам, конечно, нужна социальная модернизация, ведущая к превращению среднего класса в доминирующий класс, повышению эффективности и справедливости системы здравоохранения, пенсионной системы, всех социальных институтов. Наконец, нам нужно продолжить политическую модернизацию, обеспечив качественное расширение политических и экономических свобод».

Причём, того, что «нужно», — всё больше, а возможностей — всё меньше. Мы опровергаем, казалось бы, очевидное утверждение, что знание проблемы уже есть половина её решения. Несокращающийся разрыв между отечественной экономикой и успешными экономиками развитых и развивающихся стран — пусть противоречиво, с разным темпом, но активно растущими качественно и количественно — грозит перейти в необратимое цивилизационное вырождение.

И это не преувеличение. Хотя бы потому, что если каждые пять-десять лет объём информации удваивается, то это означает, что объём ранее накопленной информации с ничуть не меньшей скоростью устаревает. А значит, теряют ценность знания, которыми мы так гордимся и в адекватном обновлении которых сегодня непростительно мало преуспеваем.

Эффективное управление

По Медведеву «для нас основные риски не внешние. Наши внутренние ограничители, и об этом абсолютно правильно сказано в этих трёх сценариях, сегодня выходят на передний план. А главная угроза — это слишком малый, слишком незначительный прогресс в решении этих задач… Приоритет Правительства России, мой приоритет как председателя Правительства, безусловно, состоит в повышении эффективности всех органов власти».

И можно в очередной раз согласиться с премьером, который «убеждён, что без решения этой задачи невозможно продвижение по другим важнейшим направлениям — ни проведение институциональных реформ, ни достижение макроэкономической стабильности, ни прогресс в социальном развитии».

Но вместо озвучивания пусть даже тезисного перечня задуманных к осуществлению мероприятий, явно небезинтересных тем же потенциальным инвесторам, — коль скоро от эффективности управления «ноги растут» — следует «назидательный разворот» к рассуждениям о том, что «эффективность управления — это вопрос, который остро стоит в повестке дня не только России, он стоит во всём мире. Он актуален и для правительств, и для частных корпораций. Мы видим примеры того, как бо́льшая эффективность могла бы способствовать решению самых разных проблем, например, бюджетных проблем Соединённых Штатов Америки или разрешению кризиса в еврозоне. Это для всех актуально. Вообще, эта проблема не нова, человечество сталкивалось с этой проблемой на протяжении столетий, если не тысячелетий».

А может, не стоит так переживать о бюджетных проблемах США и кризисе в еврозоне? Или мы действительно столь глубоко подсели на «нефтяную иглу», что без постоянных «евродолларовых» инъекций, напрямую зависящих от состояния и потребностей зарубежных потребителей, долго не протянем?

«В условиях глобальной экономики страны соревнуются не только за традиционные факторы — труд и капитал. Обостряется и конкуренция между самими правительствами. Конкурентоспособность национальной экономики всё больше зависит от того, насколько адекватной современным условиям является экономическая политика».

Сказано как всегда общо, но верно! Тем более актуально прийти к конкретным инновационным решениям. И не только в экономике…

*****

Накануне вечером в Давосе прошла светская часть. Вице-президент РСПП Давид Якобашвили рассказал Business FM, как это было: «Вчера ВТБ устраивал вечер. В новой гостинице Hilton собралось всё наше сообщество. И были тоже люди, с которыми сотрудничают многие наши ребята. Костин [глава ВТБ] был, конечно, со своей командой. Пришли ребята из правительства, те, которые сопровождают делегацию Медведева. Медведева самого не было. Прошло очень интересно, песни были и русские, и иностранные. Люди не танцевали, к сожалению, но с удовольствием поглощали снеки разные, которые местная кухня придумала. Плюс ещё лососина с блинами была. Так что весело провели время» (BFM.RU, 24 января 2013 г.).

По данным журнала The Wall Street Journal, «степень уверенности в себе значительно различается, если брать разные страны. В России две трети топ-менеджеров полностью уверены в росте доходов, в США — лишь 30%, а в Южной Корее — всего 6%» (InoPressa, 24 января 2013 г.).

На память приходят слова из песни Владимира Высоцкого: «Нет, ребята, всё не так! Всё не так, ребята».

Кто же напишет четвёртый сценарий?..