ООН просит не спешить с бюджетной консолидацией

| статьи | печать

Глобальной экономике грозит новый спад, причиной которого станут жесткие меры бюджетной экономии, подчеркивают эксперты ООН в докладе «Мировое экономическое положение и перспективы в 2013 г. (World Economic situation and prospects 2013)». Необходимо выйти из порочного круга «бюджетная консолидация — рецессия» и нацелить экономическую политику на стимулирование роста и создание рабочих мест.

Темпы прироста мировой экономики в 2013 г. составят 2,4%, а в 2014-м будут равняться 3,2%, прогнозируется в докладе ООН, представленном на этой неделе экспертами Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в Москве. Это значительно ниже прогноза, обнародованного ООН полгода назад.

Столь скромные темпы роста будут явно недостаточны для преодоления продолжающегося кризиса занятости, охватившего многие страны. При сохранении нынешней экономической политики и тенденций роста Европе и Соединенным Штатам потребуется еще по крайней мере пять лет, чтобы компенсировать потерю рабочих мест в результате рецессии 2008—2009 гг.

Корни глобального экономического спада кроются в проблемах ряда ведущих промышленно развитых стран. В докладе подчеркивается, что большинство этих государств, особенно в Европе, попали в замкнутый круг высокой безработицы, неустойчивости финансового сектора, повышенных рисков суверенного долга, жесткой бюджетной экономии и низких темпов роста. Ряд европейских стран и еврозона в целом уже находятся в состоянии рецессии, причем безработица в прошлом году достигла рекордного уровня — почти 12%. Кроме того, в 2012 г. существенно замедлился рост экономики США, а в 2013 г. ее темпы прироста останутся на уровне порядка 1,7%.

Экономические проблемы Европы, Японии и Соединенных Штатов распространяются на развивающиеся страны в результате снижения спроса на их экспортные товары, повышенной волатильности потоков капитала и цен на сырьевые товары.

Крупнейшие развивающиеся страны также испытывают внутренние трудности. Некоторые из них, включая Китай, сталкиваются с существенным ослаблением инвестиционного спроса из-за финансовых ограничений в некоторых секторах экономики и избыточности производственных мощностей — в других отраслях.

В большинстве стран с низким уровнем доходов до недавнего времени сохранялась относительно хорошая ситуация. Однако теперь они также сталкиваются с усилением неблагоприятных последствий экономического спада в развитых государствах и крупнейших странах со средним уровнем доходов.

Перспективы на ближайшие два года продолжают вызывать беспокойство, что связано с большими неопределенностями и рисками дальнейшего снижения экономической динамики. Руководитель группы ООН по подготовке доклада Роб Вос предупредил, что «усугубление кризиса в еврозоне, фискальный обрыв в США и резкое снижение экономических показателей в Китае могут вызвать новую глобальную рецессию. Каждый из этих рисков может привести к снижению глобального производства на 1—3%».

Время менять экономическую политику

Меры экономической политики, которые принимают сегодня правительства многих стран, пока явно недостаточны для стимулирования подъема экономики и преодоления кризиса в области занятости, полагают аналитики ООН. Сочетание мер жесткой экономии в бюджетно-финансовой сфере с экспансио­нистской денежно-кредитной политикой до настоящего времени обеспечивало лишь переменный успех в стабилизации финансовых рынков. Еще меньших результатов удалось добиться в области укрепления экономического роста и создания рабочих мест.

Сейчас крайне важно изменить характер налогово-бюджетной политики и смес­тить акцент с краткосрочной консолидации на обеспечение стабильного экономического роста, сопряженного с финансовой устойчивостью в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Следует избегать преждевременных мер жесткой экономии в бюджетно-финансовой сфере. При необходимости ее консолидации нужно ориентироваться не на краткосрочную, а на среднесрочную корректировку.

Изменения бюджетно-финансовой политики, уверены эксперты ООН, должны быть скоординированы на международном уровне и согласованы с мерами структурной политики, способствующими прямому созданию рабочих мест и экологически чистому росту.

В докладе ООН также содержится рекомендация ускорить реформы в области регулирования финансового сектора с целью сдерживания волатильности валютных курсов и потоков капитала, создающей риски для экономических перспектив развивающихся стран. Кроме того, необходимо обеспечить приток финансовой помощи в целях развития, достаточный для оказания содействия беднейшим странам в сокращении масштабов нищеты и инвестирования в их устойчивое развитие.

На общем фоне мы выглядим прилично

Темпы экономического прироста в Содружестве Независимых Государств (СНГ), рассчитанные по номинальному показателю ВВП, составили примерно 3,8%, что выше среднемировых показателей, но ниже потенциальных возможностей этих стран. В 2013 г. они, по прогнозу ООН, сохранятся на аналогичном уровне, поскольку сложное состояние мировой экономики по-прежнему сказывается на экономическом развитии государств региона.

Любое дальнейшее ухудшение внешних условий повлечет за собой резкое сокращение спроса на экспорт и снижение цен на сырьевые товары, а также осложнит доступ к финансовым ресурсам.

Вместе с тем во всех странах Содружества продолжающийся рост доходов, благоприятная динамика на рынке труда и снижение инфляции стимулировали внутренний спрос. В Азербайджане ситуация в нефтяном секторе после прошлогоднего снижения объема производства стабилизировалась, хотя главным локомотивом экономического развития по-прежнему были отрасли за пределами нефтегазового сектора. На Украине к низкой производительности ориентированных на экспорт отраслей промышленности добавились проблемы в сельскохозяйственном секторе.

Для более мелких стран с низким уровнем дохода российская экономика является важным источником поступлений в виде денежных переводов мигрантов, отправляемых из России работниками из этих государств. В Кыргызской Республике проблемы в секторе золотодобычи, включая падение объема производства, вызванное социальными протестами и забастовками, повлекли за собой резкий спад во всей экономике.

Нефтяные доходы ряда стран СНГ, частично сократившиеся за время кризиса 2008—2009 гг., быстро восстановились, прежде всего в Казахстане и Российской Федерации. Что же касается стран, не экспортирующих энергоносители, то они по-прежнему сталкиваются с бюджетными трудностями. Так, в Кыргызской Республике вследствие замедления роста ВВП резко увеличился дефицит бюджета.

Уровень инфляции в 2012 г. снизился во всем регионе. После происшедшего в прошлом году резкого увеличения цен на продовольствие и топливо темпы инфляции в странах, не экспортирующих энергоресурсы, заметно замедлились. Вместе с тем в 2-м полугодии уровень инфляции вновь повысился. В целом уровень инфляции в прошлом году варьировался в пределах от 0,5% в Грузии до более 60% в Беларуси, валюта которой претерпела значительную девальвацию в связи с дефицитом платежного баланса.

Эксперты ООН весьма позитивно оценивают экономичес­кую динамику в Российской Федерации, особо отмечая уровень безработицы, который опустился до рекордно низкой величины. Правда, рост числа рабочих мест сопровождался сокращением численности экономически активного населения.

Российские эксперты, принимавшие участие в подготовке доклада ООН, более скромно оценивают успехи нашей страны. Руководитель направления ЦМАКП Дмитрий Белоусов выразил озабоченность снижением темпов экономического роста в конце прошлого года. Хотя итоговый показатель прироста ВВП в 2012 г. явно будет выше 3,5%, более того, возможно, приблизится к планке 3,8%, экономическая динамика явно затухала от квартала к кварталу.

«Рано или поздно нам все равно придется более активно использовать бюджетные средства для стимулирования экономического роста, пересмотрев при этом ряд расходных статей бюджета», — уверен Д. Белоусов.