Учетная политика под призмой нового закона о бухучете

| статьи | печать

Со следующего года бухгалтеры должны будут вести учет в соответствии с принципами, изложенными в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Как и прежде, главный бухгалтерский документ содержит требование о последовательном применении учетной политики из года в год. Посмотрим, какие нововведения необходимо учесть при подготовке учетной политики на 2013 г.

Сразу скажем, что наш материал будет полезен бухгалтерам абсолютно всех организаций. Это связано с тем, что со следующего года вести бухгалтерский учет должны будут все российские юридические лица, в том числе и применяющие упрощенную систему налогообложения (ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, далее — Закон № 402-ФЗ).

Таким образом, компании можно разделить на две большие группы: тех, кто вел бухгалтерский учет, и тех, кто его не вел. Рассмотрим подробнее, на какие моменты при формировании учетной политики 2013 г. нужно обратить внимание этим двум категориям юридических лиц.

Вели, ведем и будем вести

Новый закон о бухучете определяет учетную политику как совокупность способов ведения организацией бухгалтерского учета (п. 1 ст. 8 Закона № 402-ФЗ). Аналогичное определение содержится и в п. 2 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Следовательно, суть учетной политики не изменилась.

Однако теперь составлять ее нужно на основании федеральных и отраслевых стандартов, выбирая методику ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами (п. 2 и 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ). Таких стандартов пока нет. Поэтому при формировании учетной политики на 2013 г. нужно руководствоваться ныне действующими правилами ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ). При этом указанные правила используются в части, не противоречащей Закону № 402-ФЗ. Об этом говорится в недавно вышедших разъяснениях финансового ведомства, посвященных применению Закона № 402-ФЗ (информация Минфина России № ПЗ 10/2012).

Следовательно, учетная политика организаций, которые и до 2013 г. вели бухгалтерский учет, в части прописанных в ней правил и методов ведения бухгалтерского учета по существу останется прежней. А вот в отношении первичных документов и регистров ее нужно будет изменить.

Первичные документы

В пункте 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ установлено, что первичные документы утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Поэтому в учетной политике нужно показать образцы всех форм первичных документов, которые организация применяет для фиксации фактов хозяйственной жизни.

Используемые первичные документы должны содержать обязательные реквизиты. Они перечислены в п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ. Заметим, что указанные реквизиты практически дублируют аналогичную информацию, предусмотренную ныне действующим законом о бухгалтерском учете (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ, далее — Закон № 129-ФЗ).

С нового года первичный документ должен содержать:

1) наименование документа;

2) дату составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи вышеуказанных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Законом № 402-ФЗ не установлены какие-либо ограничения на включение в первичные учетные документы дополнительных реквизитов. Поэтому организация при необходимости может их добавить.

Специалисты финансового ведомства отмечают, что такая необходимость может возникнуть, например, в связи с характером факта хозяйственной жизни, оформляемым данным документом, требованиями нормативных правовых актов, потребностями управления, технологией обработки учетной информации и другими причинами (информация Минфина России № ПЗ 10/2012).

Организация может разработать формы первичных документов самостоятельно или продолжить использовать унифицированные формы, которыми пользовалась прежде, если их реквизиты удовлетворяют требованиям п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

Минфин России предупреждает, что с 1 января 2013 г. обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, которые были утверждены уполномоченными органами не на основании закона о бухучете, а на основании других нормативно-правовых актов. В качестве примера специалисты финансового ведомства приводят кассовые документы (информация Минфина России № ПЗ 10/2012). Объясняется это тем, что применение кассовых документов (приходный кассовый ордер 0310001, расходный кассовый ордер 0310002, кассовая книга 0310004, расчетно-платежная ведомость 0301009, платежная ведомость 0301011, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) установлено Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утверждено Банком России 12.10.2011 № 373-П).

От себя добавим, что обязательными к применению остаются и формы расчетных документов (платежное поручение, инкассовое поручение, платежное требование, платежный ордер), которые утверждены Положением о правилах осуществления перевода денежных средств (утверждено Банком России 19.06.2012 № 383-П).

Таким образом, прежде чем приступать к разработке собственной формы первичного документа взамен унифицированной, бухгалтеру нужно проверить, не установлена ли обязательность применения унифицированной формы каким-либо иным, отличным от бухгалтерского, актом законодательства.

Регистры бухгалтерского учета

С 1 января 2013 г. формы регистров бухгалтерского учета, утвержденные федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Закона № 402-ФЗ, не являются обязательными к применению (информация Минфина России № ПЗ 10/2012). Теперь их утверждает руководитель организации (п. 5 ст. 10 Закона № 402-ФЗ). Поэтому все виды используемых организацией регистров бухгалтерского учета необходимо отразить в учетной политике.

При разработке регистров нужно учитывать, что они должны содержать следующие обязательные реквизиты (п. 4 ст. 10 Закона № 402-ФЗ):

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Если организация решит продолжать использовать регистры, которые применяла ранее, бухгалтеру нужно проверить их реквизиты и при необходимости привести их в соответствие с перечисленными в п. 4 ст. 10 Закона № 402-ФЗ.

Бухучет для бывших льготников

Напомним, что сейчас от ведения бухгалтерского учета освобождены организации (п. 4 ст. 4 Закона № 129-ФЗ):

1) перешедшие на упрощенную систему налогообложения;

2) получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре „Сколково“», в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере 1 млрд руб.

С 1 января 2013 г. такие организации должны вести бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Поэтому, если бухгалтерский учет они не вели, им придется разрабатывать свою учетную политику практически с нуля, опираясь на действующие ПБУ. Ведь, как мы уже указывали выше, при формировании учетной политики на 2013 г. нужно руководствоваться ныне действующими правилами ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ). В частности, в учетной политике им нужно будет отразить порядок учета объектов и хозяйственных операций, в отношении учета которых преду­смотрено несколько вариантов, способы учета, которые законодательством не урегулированы, периодичность проведения инвентаризаций, используемые первичные документы и регистры бухгалтерского учета.

Перед тем как формировать учетную политику, таким организациям нужно провести инвентаризацию всех своих активов и обязательств, чтобы понять, какие объекты учета у них уже есть. Это позволит выбрать наиболее рацио­нальные варианты их отражения. Например, организации в случае появления сомнительной задолженности обязаны формировать резерв по сомнительным долгам с отнесением его на финансовые результаты (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). В учетной политике необходимо прописать критерии, по которым организация будет определять процент отчислений в этот резерв. Но чтобы определиться с критериями, организации желательно сначала уяснить, есть ли у нее сомнительные долги и в каком объеме. Ведь в случае значительных отчислений в резерв, в бухгалтерском учете может образоваться убыток. А это негативным образом скажется на возможности получения кредитов в банке, а также привлечет ненужное внимание налоговиков.

Рекомендации для малых предприятий

Многие организации, которые не вели бухгалтерский учет, относятся к субъектам малого предпринимательства. При формировании своей учетной политики им нужно не забывать, что они имеют право не применять многие положения действующих ПБУ. Соответственно в учетной политике надо отразить, будут они пользоваться этими положениями или нет.

Малые предприятия вправе применять упрощенную форму бухгалтерского учета, принципы которой изложены в Типо­вых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н (далее — Типовые рекомендации).

Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись по:

1) простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);

2) форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Как мы уже указывали выше, по новому закону о бухучете данные, содержащие­ся в первичных учетных документах, подлежат регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, формы которых утверждает руководитель экономического субъекта (п. 5 ст. 10 Закона № 402-ФЗ). В связи с этим возникает вопрос, могут ли малые предприятия, которые ведут учет по простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета), продолжать в 2013 г. использовать эту форму учета.

Минфин России считает, что никаких препятствий к этому нет. Малые предприятия, применяющие простую форму бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета) ведут учет в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (п. 22 Типовых рекомендаций). В своих разъяснениях, посвященных применению Закона № 402-ФЗ, специалисты финансового ведомства указали, что для ведения бухгалтерского учета могут использоваться формы регистров, разработанные экономическим субъектом самостоятельно, предусмотренные принятыми органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета рекомендациями в области бухгалтерского учета, а также иные рекомендованные формы (например, форма книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности, упрощенные формы ведомостей учета имущества, предусмотренные приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н). Таким образом, книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности в свете положений Закона № 402-ФЗ является регистром бухгалтерского учета. Следовательно, малые предприятия могут продолжать использовать ее для ведения бухгалтерского учета.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание всем малым предприятиям. Приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н формы бухгалтерской отчетности были дополнены формами бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства. При этом малые предприятия вправе формировать бухгалтерскую отчетность и с использованием обычных форм (п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). Таким образом, в своей учетной политике малое предприятие должно указать, какие формы бухгалтерской отчетности оно использует.

Если появятся стандарты

Федеральных и отраслевых стандартов, на основании которых должна формироваться учетная политика организации, пока нет. При появлении нового стандарта организации не следует тут же менять свою учетную политику. Сначала нужно убедиться, отличаются ли методы ведения учета, описанные в стандарте, от тех, что применяет организация. И если отличий нет, вносить изменения в учетную политику тоже нет оснований. Дело в том, что по новым правилам корректировка учетной политики может производиться при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (подп. 1 п. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ). Поэтому одного лишь факта изменения нормативно-правового акта по бухгалтерскому учету недостаточно для внесения изменений в учетную политику. Их нужно вносить, только если изменились установленные ранее требования к учету. И хотя п. 10 ПБУ 1/2008 требует вносить поправки в учетную политику, если изменились нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету, в этой части он не действует, поскольку противоречит положениям Закона № 402-ФЗ.