Страховые взносы: планы стали былью

| статьи | печать

В «БП», 2012, № 40 мы уже говорили о планируемых со следующего года изменениях по тарифам страховых взносов во внебюджетные фонды. Тот материал был написан по горячим следам на основании первоначального текста законопроекта, внесенного в Госдуму Правительством РФ. Однако в ходе рассмотрения он претерпел некоторые изменения. Окончательный вариант был утвержден Президентом РФ в качестве Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ. Поэтому мы вновь обращаемся к этой теме.

Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ внес новации в значительное число законодательных актов, регулирующих вопросы обязательного пенсионного страхования. В этом материале мы рассмотрим лишь те поправки, которые напрямую коснутся работодателей. Речь идет об изменениях, внесенных в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) и Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Новации для организаций

До 2016 г. сохранены действующие тарифы страховых взносов в ПФР, соцстрах и медстрах для организаций, уплачивающих взносы в общем порядке с использованием совокупного тарифа 30%. При этом с 2014 г. изменится процентная разбивка индивидуальной части тарифа пенсионных взносов для лиц 1967 г. рождения и моложе. У них на финансирование накопительной части трудовой пенсии будет направляться 2%, а не 6%, как сейчас. За счет оставшихся 4% будет увеличена индивидуальная часть тарифа, направляемая на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Исключение составят лица 1967 г. рождения и моложе, которые по состоянию на 31 декабря 2013 г. заключили соответствующий договор с негосударственным фондом либо обратились в ПФР с заявлением о выборе одного из инвестиционных портфелей. Для них и после 2013 г. сохранится действующий сейчас порядок разбивки индивидуальной части тарифа (6% — на финансирование накопительной части трудовой пенсии).

В случае выбора расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании такие лица дополнительно вправе выбрать вариант своего пенсионного обеспечения, а именно: направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6% либо 2% индивидуальной части тарифа страхового взноса.

Таким образом, начиная с 2014 г. для правильного определения суммы пенсионных взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии с выплат работникам 1967 г. рождения и моложе, которые нужно перечислить в ПРФ, бухгалтеру нужно будет знать, какую форму инвестирования накопительной части они выбрали. Напомним, что в случае выбора работником варианта формирования накопительной части трудовой пенсии через негосударственный пенсионный фонд страховые взносы все равно перечисляются в ПФР (ст. 3 Федерального закона от 07.05.98 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 32 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Поэтому бухгалтеру не придется требовать с работников платежные реквизиты выбранного ими негосударственного пенсионного фонда.

На выплаты и иные вознаграждения лицам, имеющим право на досрочное назначение трудовой пенсии, которые перечислены в подп. 1—18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», помимо взносов, начисляемых в обычном порядке, начиная с 1 января 2013 г. нужно будет начислять дополнительные страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии. В основном к такой категории граждан относятся лица, проработавшие определенное число лет на работах с вредными или тяжелыми условиями труда.

Тариф этих взносов различен. Для лиц, перечисленных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее десяти лет и семи лет шести месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет), дополнительный тариф определен следующим образом:

Период

Дополнительный тариф страхового взноса

2013 год

4%

2014 год

6%

2015 год и последующие годы

9%

Для лиц, перечисленных в подп. 2—18 п. 1 ст. ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (отработавших определенное количество лет в качестве трактористов-машинистов, рабочих локомотивных бригад, водителей грузовых автомобилей, непосредственно занятых в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы, рабочих на лесозаготовках и лесосплаве, и других тяжелых и вредных работах), размер тарифа составит:

Период

Дополнительный тариф страхового взноса

2013 год

2%

2014 год

4%

2015 год и последующие годы

6%

Поскольку для уплаты дополнительных взносов важен стаж работы на определенных работах, бухгалтеру нужно получить из отдела кадров соответствующие данные по каждому работнику, имеющему право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Заметим, что ограничение по базе для начисления взносов, установленное в п. 4 и 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, на дополнительный тариф распространяться не будет. То есть дополнительные взносы нужно будет начислять и с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода без учета индексации.

От уплаты взносов по дополнительному тарифу можно получить освобождение. Оно дается по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

Грабительские поправки для ИП

Индивидуальные предприниматели и другие лица, самостоятельно уплачивающие взносы, с 1 января 2013 г. будут перечислять их в фиксированном размере. Депутаты отказались от предложенного в первоначальном тексте законопроекта ежегодного увеличения фиксированного размера взноса в ПФР за счет изменения множителя. В утвержденном варианте закона, подписанного Президентом РФ, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного подп. 1 п. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ (26%), увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию будет исчисляться как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ФФОМС, установленного подп. 3 п. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ (5,1 %), увеличенное в 12 раз.

С 1 января 2013 г. МРОТ установлен в размере 5205 руб. (Федеральный закон от 03.12.2012 № 232-ФЗ). Таким образом, индивидуальный предприниматель в 2013 г. должен заплатить взносы в следующем размере:

  • в ПФР — 32479,2 руб. (2 х 5205 руб. х 26% х 12);
  • ФФОМС — 3185,46 руб. (5205 руб. х 5,1% х 12).

Итого получается 35664,66 руб. Для сравнения, в 2012 г. индивидуальный предприниматель должен заплатить только 17208,25 руб. (из них 14386,32 руб. в ПФР, а 2821,93 руб. в ФФОМС). То есть бремя платежей для индивидуальных предпринимателей увеличится в два с лишним раза.

Добавилось еще одно новшество, отсутствовавшее в первоначальном тексте законопроекта. Индивидуальные предприниматели освобождены от уплаты страховых взносов в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах за периоды:

  • призыва на военную службу;
  • ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживания супругов военнослужащих в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • проживания за границей супругов работников, направленных в представительства за рубежом.

Такие льготы им даются только при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды. Если же деятельность в эти периоды осуществлялась, страховые взносы уплачиваются в фиксированном размере пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых она велась.

Не забыли и про иностранцев

Теперь иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ и заключившие срочный трудовой договор, будут относиться к застрахованным лицам только в том случае, если срочный трудовой договор имеет продолжительность не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года. Соответствующее изменение внесено в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Напомним, что сейчас для признания временно пребывающего на территории РФ иностранца застрахованным важна только продолжительность срочного договора (не менее шести месяцев). А сколько из этих месяцев попадает на текущий календарный год, значения не имеет.

Таким образом, у бухгалтеров организаций, привлекающих к работе временно прибывающих иностранцев, прибавится работы. Они должны будут отслеживать, сколько и на какой срок заключил такой работник срочных трудовых договоров в течение года.