1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2077

Управляющая компания – посредник жильцов

Минфин России в письме от 24.10.2012 № 03-11­-06/2/134 наконец­-то внятно объяснил, при каких условиях не нужно включать в доходы суммы платежей за коммунальные услуги,
собираемые управляющей компанией и перечисляемые ресурсоснабжающим организациям. Эти разъяснения подойдут как для УСН, так и для налога на прибыль.

Проблема налогового учета коммунальных платежей, собираемых с собственников жилых помещений, волнует управляющие компании уже давно. Суть ее заключается в следующем. Одной из обязанностей управляющей компании по договору управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг собственникам и другим лицам, пользующимся помещениями в этом доме (п. 2 ст. 162 ЖК РФ). Но в большинстве случаев коммунальные услуги фактически оказывают ресурсоснабжающие организации, а управляющая компания выступает в роли сборщика платежей, перечисляя собранные с жильцов средства этим организациям. В этой связи возникает вопрос: нужно ли учитывать полученные от жильцов средства на оплату коммунальных услуг в составе доходов управляющей компании?

Минфин России в своих письмах (от 18.09.2012 № 03­-11-­06/2/127 и от 26.12.2011 № 03-­11­-06/2/184) разъяснял, что учет платежей будет зависеть от условий заключенных договоров. Так, в случае наличия посреднического договора в составе доходов учитывается только посредническое вознаграждение. Однако из этих разъяснений было не понятно, между кем и в какой форме должен был быть заключен такой договор.

В комментируемом письме финансисты наконец дали четкий ответ на этот вопрос — если предпринимательская деятельность управляющей компании исходя из договорных обязательств является посреднической деятельностью по закупке коммунальных услуг для собственников помещений в многоквартирном доме, то ее доходом будет только комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. То есть посреднические отношения должны быть между жильцами и управляющей компанией, причем последняя выступает в качестве агента.

Обратите внимание: Минфин России не настаивает на наличии отдельного посреднического договора по закупке коммунальных услуг. Он говорит, что посредничество управляющей компании должно вытекать из договорных взаимоотношений. На наш взгляд, из этого можно сделать вывод, что управляющей компании не обязательно заключать отдельный посреднический договор с жильцами. Ведь в соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор). И договор управления многоквартирным домом не исключение. Таким образом, управляющей компании достаточно лишь включить в договор управления многоквартирным домом условие, что она по поручению и за счет собственника закупает для него коммунальные ресурсы, а также определить размер агентского вознаграждения.