1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Балтийская территория роста

В России в ближайшее время будет создано 10 особых (промышленно-производственных) экономических зон. Серьезным кандидатом на организацию у себя такой «территории роста» является Ленинградская область, губернатор которой Валерий Павлович Сердюков отвечает на вопросы «ЭЖ».

— Область одной из первых внесла в Правительство РФ предложения по созданию на своей территории сразу нескольких экономических зон. Федеральный закон о них опубликован совсем недавно, ау вас, оказывается, и бизнес-планы готовы?

— Документы, находящиеся сегодня в Москве, — результат не конъюнктуры, а последовательной многолетней работы по перспективному развитию экономики региона. Для примера возьмем наше предложение по созданию экономической зоны в районе строительства морского торгового порта Усть-Луга. Предварительные расчеты показали, что объем частных инвестиций может составить не менее 3 млрд дол. и обеспечить создание около 8 тыс. рабочих мест. Дополнительные инвестиции в строительство терминалов могут дать еще до полутора млрд дол. и обеспечить появление новых трех тысяч рабочих мест.

Поэтому мы неоднократно выходили в Правительство РФ с предложением об участии федерального бюджета в инженерном обустройстве площадей; в свою очередь, местная власть обеспечивает приход инвесторов.

По букве закона льготы, которые могут быть предоставлены, остаются за субъектом Федерации. Управлять зонами, распоряжаться землей, которая принадлежит опять-таки региону, проводить конкурсы по размещению тех или иных предприятий на территории будет федеральный центр.

Спрашивается: для чего тогда местная власть будет предоставлять дорогостоящие льготы за свой счет, если она не участвует напрямую в формировании территории экономической зоны?

— Выходит, региональные предложения вынашивались не один год и ждали только появления нормативно-правовой базы для их реализации?

— Разрабатывая планы развития конкретных территорий области, мы не работали «в стол», ожидая неких особых условий для их реализации, потому что цель одна — повышение жизненного уровня населения, устранение многих болезненных ныне социальных проблем. И раньше, и сегодня мы находили и находим необходимые средства для развития социальной сферы. Именно наличие у Ленинградской области и других субъектов РФ практически готовых проектов создания, как теперь они называются, ОЭЗ во многом стимулировало федеральный центр на разработку и принятие закона о них.

Правда, кое-кто уже высказывает мнение, что подобные зоны надо бы создавать в депрессивных регионах. Хочу со всей определенностью заметить: это уже было, и толку никакого, кроме затыкания дыр на какое-то, причем недолгое время и распыления государственных средств, не было.

— Серьезные и дорогостоящие проекты последних месяцев, такие, например, как строительство жилого комплекса «Балтийская жемчужина» и автозавода «Тойотa», нашими читателями воспринимаются единым делом Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Так ли это?

— Эти два субъекта Федерации действительно неразрывно связаны. Взаимодействие города и области всегда было и остается взаимовыгодным.

Ленинградская область стала в последние годы, если так можно выразиться, главными воротами России в Европу и весь остальной мир. В ее портах сегодня переваливается до половины импортных и экспортных российских грузов. Это гигантский, все возрастающий поток, пустить который через мегаполис практически невозможно. Поэтому мы сегодня ориентируемся прежде всего на совершенствование транспортной инфраструктуры, строительство портовых комплексов.

Справка

Лишившись после распада СССР ряда крупных портов, наша страна стремится восполнить дефицит мощностей для экспортно-импортных грузов и уменьшить транспортные расходы отечественных товаропроизводителей. Ключевую роль в решении этой задачи может сыграть порт Усть-Луга, строящийся в южной части Финского залива.

Первым шагом осуществления подобной экономической политики в этой сфере стало строительство морского торгового порта Приморск на Финском заливе. Это один из перспективнейших проектов российской экономики: порт является конечным пунктом Балтийской трубопроводной системы, предназначенной для поставки в Европу нефти Тимано-Печорского и Западно-Сибирского месторождений.

Справка

В 2003 г. инвестиционные вложения увеличились в1,4 раза по сравнению с 2002 г. В 2004 г. в экономику области поступило около 67 млрд руб., рост составил 20,7%.

В первом полугодии 2005 г. развитие инвестиционной деятельности продолжилось. В области введены в эксплуатацию 2-я пусковая очередь распределительно-перевалочного комплекса в порту Высоцк, новые производственные мощности на фабрике по выпуску гофрокартона «КАППА», открыты завод по производству электро-водонагревателей «Мерлони ТермоСанитариРусь», «Кировский домостроительный комбинат», продолжилось строительство жилья с годовым его вводом в 650 тыс. кв. м.

В октябре прошлого года начата работа над проектом «Север» компанией «Транснефтепродукт», которая ведет к Приморску нефтепродуктопровод из Кстова через Ярославль и Кириши. Выход его на проектную мощность позволит России осуществлять через него до 40% экспортных поставок нефти и нефтепродуктов, что будет ежегодно пополнять бюджет области на 200 млн дол.

Добавлю, что и в Усть-Луге помимо грузового направления активно ведется организация морской железнодорожно-автомобильной паромной переправы «Балтийский паром» из Ленинградской области в Балтийск (Калининградская область) и далее — в порты Германии. Этот проект реализуется под контролем Президента России.

Успешно развивается также морской торговый порт Высоцк. Построенный компанией «ЛУКОЙЛ» терминал способен осуществлять поставки в объеме12 млн тонн светлых нефтепродуктов.

Особое место в транспортной инфраструктуре занимает Северо-Европейский газопровод (СЕГ), который строит «Газпром». Проект предусматривает прокладку трубы по дну Балтийского моря, а также создание газоотводов в Калининградскую область, Финляндию, Швецию, Данию и другие страны для поставок 19,7 млрд куб. метров газа в год. Кроме того, выполнение строительства СЕГ позволит продолжить активную газификацию жилого фонда региона.

— Валерий Павлович, вы неоднократно заявляли, что одной из составляющей экономических достижений области стало наличие благоприятного и стабильного инвестиционного климата, обеспечившего привлечение значительных российских и иностранных средств в экономику и социальную сферу. Как он создавался и каковы результаты?

— В последние годы иностранные и российские инвесторы ежегодно вкладывали в региональную экономику свыше 1 млрд дол. Свидетельством доверия иностранных инвесторов стали зарегистрированные в области около ста пятидесяти предприятий с участием зарубежного капитала. Успешно работают «Форд Моторс», «Катерпиллар», «Филипп Моррис», «Интернейшнл Пейперс», «Хенкель», «Мерлони». Область уже третий год не является дотационным регионом и вносит весомые налоговые отчисления в федеральный бюджет.

На долю каждого жителя региона в прошлом году приходилось более 1200 дол. инвестиций — это значительно выше среднероссийского показателя.

Естественно, предоставляя инвесторам налоговые льготы, область временно несет финансовые потери: общая сумма снижения поступлений в бюджет в 2000—2004 годы составила 6,1 млрд руб. Разумеется, эти деньги совсем не лишние. Однако мы осознаем, что приход капитала создает новую налогооблагаемую базу, которая оборачивается соответственно дополнительными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней. Так, например, их общая сумма с учетом ранее предоставленных льгот за тот же период составила 15,7 млрд руб., что более чем в два раза превышает упущенные, казалось бы, прибыли.

— В связи с этим напрашивается вопрос о социальной составляющей планов развития экономики региона. Понятно, что с приходом крупных инвесторов появляются новые рабочие места, возрастает уровень оплаты труда, увеличиваются налоговые поступления в областной бюджет…

Насколько это связано с собственными областными целевыми программами, большая часть которых как раз направлена именно на социальные проблемы?

— Вклад компаний выражается не только в деньгах.«Транснефть», «Транснефтепродукт», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», «Газпром», «Роснефть» и «ТНКВР» участвуют в реализации на нашей территории социальных проектов. Благодаря им переоснащены многие больницы, приобретены школьные автобусы, решены другие серьезные вопросы.

К сведению

Основные факторы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность:

✔ выгодное географическое положение;

✔ наличие блока нормативных и законодательных актов, основным из которых является Закон «Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области», принятый в 1997 г.;

✔развитая транспортная инфраструктура;

✔ наличие квалифицированных трудовых ресурсов.

В рамках нашей компетенции было принято решение, по которому начиная с 2005 г. ни один бюджетник не получает зарплату ниже прожиточного минимума. Так что с нефтяниками и газовиками у нас полное взаимопонимание.

Однако есть иные, более глубинные процессы, которые очень сложно оценить только в рублях. Крупные компании несут с собой самые современные технологии и принципы организации труда. На их предприятиях нет разговора о пьянстве или разгильдяйстве —это понятия из другой, прошлой жизни. Поэтому мы всегда приветствуем приход в регион высокотехнологичных производств, становящихся, по сути, школами мастерства для молодых специалистов.

— На недавнем совещании в правительстве области вы поручили подготовить письмо Президенту РФ с предложением изменить систему распределения доходов от НДФЛ в рамках реформы местного самоуправления. Что обусловило столь радикальные действия со стороны областной власти?

— Суть реформы местного самоуправления заключается в том, чтобы приблизить реальные структуры власти к населению. Но реализация состоится только при одном непременном условии: сбор налогов с физических лиц должен осуществляться по месту жительства, а не работы.

Именно это позволит эффективнее распределять бюджеты муниципальных образований.

Справка

В области практически изжита безработица, ее уровень составляет около одного процента от экономически активного населения. Только по итогам 2004 г. предприятиями, заключившими договоры об инвестиционной деятельности, создано свыше 10 тыс. новых рабочих мест.

Расчеты показывают: при существующей схеме в области половина из 222 муниципальных образований будет сидеть без денег. Значит, нужны перемены. Согласен: провести их затруднительно. Но уверен, что при нынешнем состоянии телекоммуникаций — вполне возможно. И регион готов стать своего рода полигоном для такого эксперимента.

Кроме того, мы предложили и сегодня уже есть практически принятое решение о том, чтобы дать субъектам РФ право устанавливать нормативы налоговых отчислений для муниципальных образований, а не делать этого на федеральном уровне. И это правильно. Важным аспектом в этом вопросе является наше предложение о том, чтобы часть налога на прибыль передавать в муниципальные образования первого уровня, тогда эти органы МСУ будут заинтересованы в эффективной работе предприятий, которые расположены на их территории. Если они не будут получать ни одной доли этого налога, то заинтересованности их в этом плане не будет никакой.

Чтобы человек получал на своей территории все коммунальные услуги, мог учить детей, имел нормальное здравоохранение, он должен платить налоги там, где живет. Если этого не будет, не получится в России нормального местного самоуправления.

Но мы все хотим видеть действенное развитие системы местного самоуправления, поэтому нет сомнений, что предложения по укреплению экономики на местах в итоге будут услышаны и приняты во внимание.