1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 845

Правительство сможет тормозить принятие законов

Повсеместно приходится сталкиваться с тем, что закон принят, но не работает в полную силу, потому что содержащиеся в нем отсылочные нормы не обеспечены соответствующими подзаконными актами. Правительство надеется исправить эту ситуацию. На днях в целях своевременной разработки подзаконных актов к принимаемым законам постановлением от 08.10.2012 № 1025 правительство внесло изменения в Регламент Правительства РФ1 (далее — Регламент) и в Положение о законопроектной деятельности Правительства РФ2.

Примеров в правоприменительной практике, когда закон принят, но действует только в какой-то части из-за нерасторопности министерств и ведомств, и юристам, и бухгалтерам известно много. Взять хотя бы Закон об обществах с ограниченной ответственностью, в котором есть отсылочная норма, но применять приходится по аналогии права документ, который касается акционерных обществ. Речь о порядке определения стоимости чистых активов. Или формы заявлений для государственной регистрации сведений о юридических лицах, которые были утверждены Правительством РФ аж в 2002 г. и уже устарели, но их до сих пор не привели в соответствие с законодательством. Что лишний раз служит поводом для обращений в суд (см. материал на с. 14 этого номера).

Согласно действующей редакции Регламента для рассмотрения законопроекта в правительство помимо самого текста проекта, а также, например, пояснительной записки, финансово-экономического обоснования, представляется перечень нормативных правовых актов (НПА) Президента РФ, правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным проектом.

Перечень НПА, необходимых для реализации федерального закона, должен включать в себя наименования проектов НПА, обоснование необходимости их подготовки, срок подготовки, а также сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях — головном исполнителе и соисполнителях по разработке проектов указанных актов. Правительство решило дополнить эти требования еще и кратким описанием каждого акта — его целей, предмета и содержания правового регулирования. А также подкорректировать сроки, теперь они будут приблизительные.

Согласитесь, что эти изменения не влияют на скорость принятия подзаконных актов.

Но вот точно на это может повлиять человеческий фактор, так как заложенный новым подразделом Регламента обновленный алгоритм работы над подзаконными актами не устанавливает никаких конкретных сроков, а предусматривает только очередность действий.

В частности, этим алгоритмом предусмотрено, что приступить к разработке проектов НПА федеральный орган исполнительной власти или головная организация должны со дня принятия на заседании правительства решения о внесении законопроекта на рассмотрении Госдумы.

Раньше в соответствии с Положением о законопроектной работе Правительства РФ (далее — Положение) они могли осуществлять подготовку и согласование таких проектов.

После принятия во втором чтении законопроекта федеральному органу либо головному исполнителю будет даваться поручение на внесение соответствующих проектов НПА в правительство. Правда вот, сроков никаких не установлено. «После принятия» бывает разным: от нескольких дней до нескольких лет. Так что скорость появления соответствующих поручений будет зависеть от расторопности заместителей председателя правительства (в соответствии с распределенными обязанностями). Именно они в соответствии с Регламентом готовят поручения правительства.

Напомним, что согласно Положению такие поручения раньше принимались только в отношении НПА, касающихся оснований, и (или) порядка, и (или) условий предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки.

А теперь самая интересная новелла: правительство на основании предложения федерального органа либо головного исполнителя может обращаться в Госдуму с просьбой об определении сроков рассмотрения законопроекта с учетом сроков представления в правительство соответствующих проектов НПА.

Конечно, просьба есть просьба, Дума может согласиться, а может и отказать. Но в отказ почему-то верится с трудом.

Аналогичные изменения внесены и в Положение.

Документ вступит в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования.

1 Утвержден постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 № 260.

2 Утверждено постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 389.