1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Чем богаче, тем застрахованнее

За полтора десятка лет существования российского страхового рынка происходило постепенное изменение в отношении к нему граждан. Данные, полученные Центром стратегических исследований Росгосстраха, говорят о повышении страховой культуры населения. Если в 1999году всего 22% россиян считали страхование экономически выгодным, то в этом году доля таких людей возросла до 33%.

Среди конкретных видов опрошенные потребители считают наиболее эффективными страхование выезжающих за рубеж (58%), автокаско (47,5), добровольное медицинское страхование (46) и страхование от несчастных случаев (45,4%). Как ни странно, довольно высокий показатель имеет и ОСАГО: более 39% респондентов считают его введение полезным.

Исследование Росгосстраха позволяет сделать вывод о существовании прямой зависимости между материальным положением респондентов и их отношением к страхованию. Среди наиболее обеспеченных (могут приобрести дом или квартиру) расценивают страхование как экономически выгодный механизм борьбы с последствиями непредвиденных ситуаций 46%, тогда как в наименее доходной группе таких всего 26%.

Аналогичная тенденция и по опыту общения со страховщиками. По мере роста благосостояния россиян возрастает доля тех, кто уже пользовался страховыми услугами. Причем контакты происходят по двум каналам: с связи с защитой собственных имущественных интересов и вследствие выполнения служебных обязанностей.

Потребители, воспринимающие страхование как экономически эффективный способ борьбы с опасностями

Самооценка уровня дохода

Доля, %

Денег с трудом хватает на питание

26,1

Питаемся хорошо, можем купить предметы первой необходимости

33,6

Можем купить крупную бытовую технику, но не новый автомобиль

40,9

Могу купить машину, на квартиру денег не хватает

40,6

Могу купить квартиру или новый дом

46,0

Кроме того, руководитель Центра стратегических исследований Росгосстраха Алексей Зубец отмечает рост страховых знаний в зависимости от уровня образованности респондентов. Чем он выше, тем справедливее респонденты оценивают свойства страхования как института эффективной защиты интересов граждан.

Есть и возрастная специфика. Высокая оценка экономической эффективности страхования характерна в основном для потребителей моложе 30 лет. Представители старшего поколения помнят о финансовых потерях, связанных с гиперинфляцией в начале 90-х годов. В том числе об обесценивании полисов накопительного страхования Госстраха, компенсационные выплаты по которым начались несколько лет назад. В связи с этим пожилые люди в меньшей степени оценивают положительно экономическую эффективность страховых инструментов, чем молодежь.

Доля потребителей, воспринимающих страхование как экономически эффективный способ борьбы с опасностями, в зависимости от возраста

Возраст потребителей, лет

Доля, %

до 20

51,9

20—30

46,1

30—40

39,3

40—50

36,3

50—60

25,2

Свыше 60

21,7

При этом нужно помнить, что у лиц старшего возраста уровень дохода, как правило, ниже, чем у молодых потребителей. Поэтому можно утверждать: возрастная специфика отношения к экономической эффективности страхования тесно связана с имущественным расслоением общества.