1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 853

Россияне почуяли ухудшение в экономике

Недобрая весть для производителей и продавцов потребительских товаров: в минувшем квартале впервые с II квартала 2011 г. потребительские ожидания россиян снизились. Виной тому прежде всего усиление ожиданий ухудшения ситуации в экономике в ближней перспективе.

По данным выборочного обследования Росстатом потребительских ожиданий населения, индекс потребительской уверенности в минувшем квартале по сравнению с II кварталом снизился на 2 п.п. — до –6%.

На это снижение наиболее существенно повлияло падение на 6 п.п. индекса ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу — с 4% в II квартале до –2%.

Положительных изменений в экономике страны в течение следующих 12 месяцев ожидают 20% опрошенных против 25% кварталом ранее. Доля респондентов, отрицательно оценивающих ожидаемые изменения в экономической ситуации, увеличилась с 17 — до 22%.

Индекс произошедших изменений в экономике России понизился по сравнению с II кварталом на 2 п.п. до –3%.

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, не изменилась — 21%, доля отрицательных оценок увеличилась с 21 до 25%, 53% респондентов считают, что экономическая ситуация в России по сравнению с II кварталом не изменилась, что меньше на 3 п.п.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении по сравнению с II кварталом снизился на 2 п.п. — до –3%.

Доля респондентов, считающих, что их материальное положение в течение следующих 12 месяцев улучшится, уменьшилась на 1 п.п. и составила 13%, что ухудшится — 17% против 14% в II квартале.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился на 1 п.п. и составил –5%.

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении, в течение года снизилась на 1 п.п. — до 16%. Удельный вес считающих, что их материальное положение ухудшилось, увеличилась до 25% с 22%.

Однако индекс благоприятности условий для крупных покупок улучшился на 1 п.п. и составил –17%. Индекс благоприятности условий для сбережений остался без изменений: –33%.

Снижение индекса потребительской уверенности по сравнению с II кварталом наблюдалось у лиц среднего возраста на 2 п.п. и у лиц старшего возраста — на 4 п.п. У молодежи (от 16 до 29 лет) этот показатель остался на прежнем уровне — 1%.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России по сравнению с преды­дущим кварталом снизился по всем возрастным группам: у молодежи с 8 до 6%, у лиц среднего возраста с 4 до –2% и у лиц старшей возрастной группы — с 1 до –8%.

Вообще-то огорчить эти данные должны не только производителей потребительских товаров и торговлю — потребительский спрос стал локомотивом поддержания роста всей экономики.

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*


Май

2012 г.

Август

2012 г.


Май

2012 г.

Август

2012 г.

Россия

–4

–6

Литва

–19,5

–19,4

Австрия

–2,8

–10,8

Люксембург

–6,0

–8,4

Бельгия

–10,1

–15,3

Нидерланды

–23,3

–18,1

Болгария

–42,5

–43,3

Польша

–28,8

–29,1

Великобритания

–21,8

–18,7

Португалия

–52,1

–51,7

Венгрия

–51,9

–48,2

Румыния

–29,4

–37,4

Германия

0,4

–8,8

Словакия

–23,3

–27,3

Греция

–75,8

–65,2

Словения

–31,9

–35,4

Дания

6,9

7,8

Финляндия

10,6

1,5

Испания

–33,2

–39,7

Франция

–16,0

–25,5

Италия

–38,6

–38,0

Чехия

–30,0

–26,9

Кипр

–42,8

–53,9

Швеция

11,4

10,3

Латвия

–19,8

–12,7

Эстония

–8,1

–9,2

* По всем странам, кроме России, источник информации — электронная база данных Евростата.

Источник: Росстат