1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Посылаешь им, посылаешь...

Приятно, конечно, когда мысли, рассуждения, выводы в публикациях нашей газеты находят отражение и поддержку в установках, которые Президент дает исполнительной власти отечества. В этом смысле, несомненно, порадовало нас и последнее его Бюджетное послание Федеральному Собранию. Особенно по части налоговой политики.

Смущение, однако, постоянно вызывает реакция на такие установки от главы государства со стороны адресата, то есть правительства. Складывается такое впечатление, что один раз его членам что-то донести мало. А главное — бизнесу приходится напрягаться в ожидании ответа: четко ли министры поймут установки и что выкатят в результате?

Посмотрим, скажем, на второй раздел Послания «Основные проблемы, требующие решения». И что же видим? Из девяти названных проблем как минимум пять можно отнести к категории «затертых до дыр». Да и остальные-то хорошо известны. Другое дело, что о них «по шестому разу» в документах такого уровня еще не говорилось.

Еще свежи в памяти недавние баталии в правительстве между его членами — «либералами» и «государственниками» по поводу снижения ставки НДС. В подробности вдаваться нет нужды — «ЭЖ» их тоже представила обстоятельно. Но стоит напомнить результат. Компромисс между сторонами состоял в том, чтобы этот налог три года вообще не трогать, а в качестве «кости» для бизнес-сообщества — упорядочить и облегчить налоговое администрирование. Последнее, кстати, Президент лично обещал.

И что же? Как известно, Минфин представил такой вариант «упорядочения» и«облегчения» налоговых проверок, что бизнесмены только за головы схватились.

Почему приходится ворошить, казалось бы, прошлое? Да потому, что Президент в нынешнем Послании вновь возвращается к этой же проблеме. Более того, он даже говорит, что остается актуальной и проблема снижения ставки НДС. Не устанавливает, правда, размер и сроки снижения. Но это, может, даже к лучшему. А то если урежут НДС, так налоговики могут бизнес вообще замордовать, дабы «восполнить выпадающие из бюджета доходы».

А ведь есть в Послании и другие давно назревшие и актуальнейшие для оздоровления предпринимательского климата задачи. Причем четкие по формулировкам и срокам их решения. В частности, речь идет о переходе с 2006 г. к общему порядку принятия к вычету НДС при капстроительстве, полном включении в затраты расходов на НИОКР и 10% от стоимости приобретаемых основных средств...

Наверное, отдельное спасибо со стороны бизнеса заслуживает установка Президента на то, чтобы дать налогоплательщикам возможность оформлять отсрочку или рассрочку налоговых платежей на четких условиях и основаниях, дабы урезать возможности налоговиков запросто душить ту или иную компанию.

Другой вопрос, будет ли повод говорить спасибо. «Все основания предоставления отсрочек и рассрочек налоговых платежей должны быть установлены законодательно». Все эти основания законодательно-то определены (см. главу 9 части I НК). Может быть, Президент имеет в виду «особенности» понимания законоположений, к примеру, тем же Минфином? Выслушать, взять под козырек и затем вывернуть все наизнанку — в этом нашим чиновникам конкурентов нужно еще поискать.

Кроме того, главными задачами и приоритетами для них Бюджетное послание устанавливает прежде всего обеспечение макроэкономической устойчивости, снижение инфляции и безусловное выполнение социальных обязательств государства. А тут дело такое — возможны большие сбои и авралы. Чего стоила монетизация льгот, властям, думается, все еще тяжко вспоминать. До обещаний ли перед бизнесом в таких ситуациях?

Кстати, в следующем году страну может тряхнуть почище, чем после введения122-го Закона. Только теперь из-за реформы местного самоуправления. Не случайно вокруг вопроса о ее отсрочке сегодня ломается столько копий (к чему она может привести, «ЭЖ» планирует рассказать в следующем номере). Но судя по Бюджетному посланию, этой реформе быть без отсрочек. Президент указывает, что ее практическое осуществление в 2006 г. «требует от федеральных органов государственной власти оказания действенной методологической помощи» регионам и муниципалитетам.

Хотя бы это ему повторять не потребуется? Формально то Бюджетное послание, конечно, выполнят...

Почувствуйте разницу

79,7 млрд руб. налогов и сборов дополнительно перечислила ФНС России в федеральный бюджет в 2004 г. (1452 млрд руб. — задание, 1531,7 млрд — фактически)

310,7 млрд руб. дополнительно поступило в федеральный бюджет доходов, администрируемых ФНС России, в январе — апреле 2005 г. (596,1 млрд руб. — задание, 906,8 млрд — фактически)

Тенденции

в 5 раз — почти во столько, по данным ЦБ РФ, вырос чистый вывоз капитала частным сектором РФ в 2004 г. (с 1,9 млрд до 9,4 млрд дол.)

19 млрд дол. — рекордную для РФ сумму, по данным Минэкономразвития, вывезли за рубеж российские предприятия и банки за январь — март 2005 г.