В России не дороги, а направления

| статьи | печать

Если темпы спада в автодорожной отрасли сохранятся, то к 2010 г. процент автодорог, соответствующих нормативным требованиям, по федеральной сети составит 20%, а по территориальной — всего 5%.

Основную причину сложившейся ситуации в отрасли министр транспорта РФ Игорь Левитин видит в резком снижении реальных объемов финансирования и расходов на дорожное хозяйство с 2,9 до 1,3% ВВП. На фоне других стран этот показатель крайне низок. Так, в Италии расходы на дорожный сектор превышают 4,5% ВВП, в Финляндии — 4% ВВП, в Великобритании и во Франции составляют около 3,5% ВВП, при том, что эти страны имеют хорошо развитую дорожную инфраструктуру. По расчетам министерства, минимально приемлемый уровень финансирования дорожного хозяйства должен составлять 2,5% ВВП, или 400 млрд рублей в год, с доведением его к 2010 г. до 4% ВВП.

Для выхода из кризиса Минтранс предлагает комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности государственного управления и минимизацию бюджетных расходов.

Структурная реформа дорожной отрасли включает:

✔ Повышение качества работ за счет использования новых материалов, технологии строительства и внедрения новых норм проектирования дорог. Уже разработаны Основы концепции обеспечения качества в дорожном хозяйстве.

✔ Прозрачность расходования бюджетных средств и снижение стоимости работ за счет изменения механизмов проведения конкурсных торгов при закупках для госнужд.

✔ Повышение эффективности использования бюджетных средств за счет внедрения «скользящего» трехлетнего бюджета.

✔ Сокращение участия государства и развитие рыночных отношений в сфере содержания автодорог.

Для формирования финансовой базы дорожной отрасли необходимо создать условия для привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры. Их потенциальный объем может составить до 3 млрд долларов в год. Речь идет об инвестиционных проектах на условиях государственно-частного партнерства с передачей создаваемых при участии инвестора объектов в долгосрочную аренду или концессию. Для их реализации необходимо доработать законодательную базу (принять законы «О концессионных соглашениях» и «О платных автомобильных дорогах»). Предусматривается также введение особых режимов налогового регулирования, но пока не ясно каких.

К сведению

За последние 5 лет ввод в эксплуатацию новых автомобильных дорог в стране сократился в 4 раза. В 2004 г. он составил всего 1750 км из 17 000 необходимых для нормального функционирования (для сравнения в Китае ежегодно вводится 35 тысяч км новых дорог). Объемы ремонтных работ за тот же период снизились в два раза.