Разрыв между городом и селом не уменьшается

| статьи | печать

Начатое осенью прошлого года федеральное статистическое наблюдение по социально-демографическим проблемам продолжило изучение условий жизни россиян.

На этот раз Росстат представил исследование об удовлетворенности граждан условиями работы и оплатой труда.

Не радуют ни работа, ни заработок

Результат комплексного опроса 10 000 домохозяйств во всех регионах страны побуждает все уровни власти от верховной Москвы до глубокого сельского поселения основательно взглянуть на результативность реформы местного самоуправления. Статистика только подтвердила, что почти два десятка лет приближения органов власти шаговой доступности к нуждам местного населения не сократила разрыв между городом и селом и в сфере комфорта, и по условиям труда.

Приведенная здесь таблица отображает личное отношение людей, откровенно ответивших на вопросы работников статистики. Она показывает разительное отличие в настроениях сельчан и горожан как по размеру вознаграждения за труд, так и по условиям работы. Еще из таблицы видно, что сельчане в отличие от городских жителей менее уверены в том, что им удастся сохранить нынешнее рабочее место. Одно утешение — на селе при приеме на работу меньше обращают внимания на диплом или иной документ, подтверждающий квалификацию. По данным статистического обследования, каждый третий сельский житель работает не по специальности. В городах же 78,6% трудоустроенных работают по профессии. Такое же соотношение между селом и городом наблюдается в формальном и неформальном секторах экономики.

Вывод экспертов, успевших частично оценить данные очередного федерального статистического наблюдения, однозначен: все ветви и уровни государственной и местной власти получили уникальную подсказку по разработке и принятию программ социально-экономического развития территорий с учетом объективной оценки местным населением реальной ситуации в муниципальных образованиях. В настоящий момент, как показывает практика, муниципалитеты лишь частично исполняют полномочия, которые обязаны выполнять согласно ст. 17 Закона о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ). А именно в меру своих возможностей и способностей содействовать организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и представлении полученных сведений в органы государственной власти.

На большее, даже на принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития территорий, у местной власти нет ни финансовых средств, ни интеллектуального ресурса. И пока муниципальные образования влачат полунищенское существование за счет подачек из федерального и региональных бюджетов, разрыв между условиями проживаниями и условиями труда в сельской местности и в городе будет только расти. О «смычке города и деревни», о возможности которой твердили большевики-коммунисты, можно забыть. Ныне власти предержащие такие лозунги и не произносят.

Статистика продолжит наблюдать за россиянами

В следующей таблице приведена полная система федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам. Напомним, что начало регулярным исследованиям положило изучение условий жизни населения («ЭЖ», 2012, № 21). Согласно правительственному решению об организации статистического обследования социально-демографических проблем и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения (постановление правительства РФ от 27.11.2010 № 946) составлен перспективный график исследований. Также установлена периодичность федеральных статистических наблюдений, которая тоже представлена отдельной таблицей.

Одновременно намечено расширить охват населения. Так, уже в 2014 г. работники статистики с целью изучения условий жизни намерены опросить не менее 60 000 домохозяйств вместо 10 000 опрошенных в 2011—2012 гг. Еще больше будет круг общения с людьми по вопросам, касающимся интеграционных процессов на рынке труда. Также с 2014 г. таким исследованием будет охвачено как минимум 100 000 домохозяйств, которые ответят на вопросы:

  • об использовании труда мигрантов;
  • о трудоустройстве российских и иностранных выпускников профессионального образования;
  • об участии населения в системах непрерывного образования.

Наибольший охват намечен в сфере доходов населения и участия россиян в социальных программах. Если в этом году статистики опросят 10 000 домохозяйств, то через год уже 45 000, а начиная с 2017 г.— 160 000 домохозяйств.

Менее всего охват будет в таких сферах, как репродуктивные планы населения и поведенческие факторы, влияющие на состояние здоровья населения. Но в три раза вырастет аудитория опроса по вопросам использования населением суточного фонда времени и рациона питания. Но если по времяпрепровождению 45 000 домохозяйств будут опрашивать только с 2019 г., то вопросы о питании начнут задавать уже в 2013 г.

Полученный комплексный результат позволит и федеральной власти, и региональным органам государственной власти, и местным властям скорректировать планы развития страны, региона, муниципального образования (если в муниципальном образовании есть планы или программы) на основе оценки ситуации людьми и их ожиданиями. В большей степени это касается органов местного самоуправления, если, конечно, они в самом деле радеют за вверенные им территории, а не создают режим благоприятствования бизнесу родственников или иному близкому окружению.

комментарий

Ирина Соболева, заведующая лабораторией Института экономики РАН

Такого уникального исследования и по масштабам, и по глубине изучения в нашей стране еще не было. Его значение очень важно для выработки и реализации социальной политики. Оказывается, к примеру, что наши люди готовы жертвовать многим ради достойного заработка. И 40% работающих по специальности — совсем неплохо. Так практически во всех развитых экономиках мира. Однако другие 40% работают не по профессии. Причем 2/3 из них не проходили переподготовку. Значит, их специальности не востребованы рынком. Значит, есть повод задуматься о соответствии образовательной системы вызовам времени.

Лилия Овчарова, директор Независимого института социальной политики

Ни власти, ни наука, ни эксперты не имели раньше такого массива информации. Теперь есть возможность оценить качество изменений, произошедших в сфере условий нашей жизни и условий нашего труда за два последних десятилетия. Без такой оценки нельзя говорить об устойчивом развитии страны.

К примеру, впервые полученные сведения об уходе за пожилыми людьми говорят об отсутствии в стране рынка таких услуг. И вообще оказывается, что наши люди очень редко общаются с разными социальными институтами, в том числе с пенсионным фондом и органами социального страхования. Возникает много дискуссионных вопросов. И это подтверждает востребованность и важность статнаблюдения.

Система федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам

Сфера регулярного мониторинга

Начало работ

Периодичность наблюдения

Условия проживания и образ жизни населения:

— условия жизни населения

2011 г.

1 раз в 2 года с 2014 г.

— репродуктивные планы семей

2012 г.

1 раз в 5 лет с 2017 г.

— использование суточного времени людьми

2014 г.

1 раз в 5 лет с 2019 г.

— поведенческие факторы, влияющие на состояние здоровья населения

2013 г.

1 раз в 5 лет

— рацион питания населения

2013 г.

1 раз в 5 лет

Доходы населения и участие в социальных программах

2012 г.

1 раз в 5 лет

Качество и доступность социальных услуг

2013 г.

1 раз в 2 года с 2015 г.

Интеграционные процессы на рынке труда:

— использование труда мигрантов

2014 г.

1 раз в 5 лет

— трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования

2016 г.

1 раз в 5 лет

— участие населения в непрерывном образовании

2015 г.

1 раз в 5 лет

Удовлетворенность различными аспектами работы, % к занятому населению

Аспекты трудовой деятельности

Город

Село

Режим работы

76,6

74,3

Выполняемые обязанности

68,6

65,9

Расстояние до работы

65,6

67,3

Условия труда

65,0

60,0

Надежность работы

58,4

54,4

Моральное удовлетворение

57,7

58,1

Профессиональная удовлетворенность

55,6

50,6

Заработок

27,3

22,2

Доля не удовлетворенных заработком по статусу занятости, % к занятому населению

Статус занятости

Город

Село

Работающие по найму на предприятиях, в организациях

22,5

24,3

Работающие по найму у индивидуальных предпринимателей

19,0

13,8

Работающие на основе самостоятельной занятости

11,3

10,1

Помогающие в собственном (семейном) деле

6,1

24,4

Работодатели

2,9

8,8

Источник: Росстат