«Упрощенные» проблемы новой Москвы

| статьи | печать

После того как часть Московской области объединилась с Москвой, налоговикам приходится разъяснять налоговые последствия, связанные с переходом некоторых муниципальных образований Подмосковья в столичный регион. Теперь очередь дошла до организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В письме от 16.08.2012 № ЕД-4-3/13608@ налоговики рассказали о порядке применения пониженных ставок налога.

По общему правилу для компаний, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы минус расходы» установлена налоговая ставка 15%. Однако Налоговый кодекс дал региональным властям право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

Этим правом воспользовались власти как Московской области, так и Москвы. И хотя размер налоговой ставки в этих регионах установлен одинаковый (10%), но состав налогоплательщиков, которые могут воспользоваться пониженной ставкой, а также условия ее применения разные.

Правила Подмосковья

Право на использование пониженной ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы, дает Закон Московской области от 12.02.2009 № 9/2009-ОЗ (далее — Закон Московской области). Такая налоговая поблажка установлена для 39 видов деятельности, в частности, для деятельности в области сельского хозяйства, отдельных видов обрабатывающих производств, отдельных видов деятельности в сфере транспорта, управления эксплуатацией жилого и нежилого фонда, предоставления услуг в сфере культуры, предоставления услуг в области спорта, предоставления социальных услуг, предоставления услуг в сфере образования, производства изделий народных художественных промыслов.

Чтобы платить налог в меньшем размере, нужно выполнить одно условие. Доход от указанных видов деятельности в общем объеме доходов компании должен составлять не менее 70%.

Столичный порядок

В Москве возможность применения налоговой ставки в размере 10% дает Закон г. Москвы от 07.10.2009 № 41 (далее — Закон Москвы). В нем также содержится перечень видов деятельности, при осуществлении которых налог рассчитывается по пониженной ставке. Однако в нем указано всего девять видов деятельности, только восемь из которых включены в подмосковный список. Перечислим их:

  • управление эксплуатацией жилого и (или) нежилого фонда;
  • научные исследования и разработки;
  • предоставление социальных услуг;
  • деятельность в области спорта;
  • растениеводство;
  • животноводство;
  • растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство);
  • предоставление услуг в области растениеводства, декоративного садоводства и животноводства, кроме ветеринарных услуг.

Зато в Законе Москвы имеется такой вид деятельности, как обрабатывающие производства. Как видите, более 30 видов деятельности в московском списке нет. Не нашлось места для таких видов деятельности, как, например, производство мебели, производство основных химических веществ, производство фармацевтической продукции, производство резиновых изделий, деятельность автомобильного грузового специализированного (неспециализированного) транспорта, аренда грузового автомобильного транспорта с водителем. Кроме того, и доля доходов от осуществления льготных видов деятельности в общем объеме доходов компании в Москве установлена другая — не менее 75%.

Возникает вопрос: могут ли после 1 июля 2012 г. применять пониженную ставку налога те компании, чьи виды деятельности не указаны в Законе Москвы?

Советы налоговиков

В комментируемом письме специалисты ФНС России высказали свой взгляд на выход из сложившейся ситуации. Обратите внимание: эти рекомендации согласованы с Минфином России и именно ими будут руководствоваться нижестоящие налоговые органы, так как письмо размещено на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами».

В первую очередь налоговые органы отметили, что ранее уплаченные (за I квартал и полугодие) авансовые платежи пересчитывать не надо и именно эта сумма будет засчитываться при дальнейшем расчете аванса за девять месяцев и суммы налога за год.

Теперь что касается возможности дальнейшего применения пониженной ставки налога. По мнению налоговиков, ею могут воспользоваться только те налогоплательщики, которые по итогам девяти месяцев и года соответствуют условиям Закона Москвы. Такая позиция абсолютно справедлива и соответствует действующему законодательству.

пример 1

Организация расположена в пгт Кокошкино, занимается перевозкой автомобильным грузовым специализированным транспортом различных грузов и применяет упрощенную систему с объектом налогообложения «доходы минус расходы». До 1 июля 2012 г. компания в соответствии с Законом Московской области при расчете авансовых платежей использовала налоговую ставку в размере 10%.

Налоговая база за I квартал 2012 г. составила 150 000 руб. Авансовый платеж за этот период был перечислен в бюджет в размере 15 000 руб. (150 000 руб. х 10%). За полугодие 2012 г. налоговая база составила 400 000 руб., соответственно сумма перечисленного аванса равна 25 000 руб. [(400 000 руб. х 10%) – 15 000 руб.].

После 1 июля 2012 г. это муниципальное образование присоединено к г. Москве. По Закону Москвы такой вид деятельности, как перевозка автомобильным грузовым специализированным транспортом различных грузов, не подпадает под применение пониженной ставки. Поэтому организация сумму авансового платежа за девять месяцев и налога за 2012 г. должна будет рассчитывать по ставке 15%. При этом авансовые платежи за I квартал и полугодие засчитываются при расчете аванса за девять месяце и налога за год.

Предположим, налоговая база за девять месяцев составила 600 000 руб. Авансовый платеж будет равен 90 000 руб.

(600.00 руб. x 15%), а в бюджет необходимо будет перечислить 50 000 руб. (90 000 руб. – 15 000 руб. – 25 000 руб.).

Рассмотрим другую ситуацию. Организация до присоединения территории, на которой она расположена, к Москве не подпадала под льготу, а после 1 июля 2012 г. стала соответствовать московским условиям. Такое вполне может случиться на практике, даже несмотря на то что московский перечень видов деятельности, по которым применяется пониженная ставка налога, значительно меньше подмосковного. Дело в том, что в московском списке присутствует такой вид деятельности, как обрабатывающие производства (коды ОКВЭД с 15 по 37), и он охватывает значительно больший круг видов деятельности, чем те, в отношении которых применяется пониженная ставка налога в Подмосковье.

Налоговики указали, что в этом случае компании вполне могут применять пониженную ставку налога уже при расчете авансового платежа за девять месяцев и соответственно налога на год. При этом ранее перечисленные в бюджет авансовые платежи будут засчитываться в полном размере.

пример 2

Организация расположена в г. Троицке, осуществляет полиграфическую деятельность и предоставляет в этой области услуги. Компания применяет упрощенную систему с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Этот вид деятельности не входит в перечень Закона Московской области. Поэтому до 1 июля 2012 г. компания применяла налоговую ставку в размере 15%.

За I квартал 2012 г. налоговая база составила 400 000 руб. Авансовый платеж за этот период был пере­числен в бюджет в размере 60 000 руб. (450 000 руб. х 15%). За полугодие 2012 г. налоговая база составила 900 000 руб., соответственно сумма перечисленного аванса равна 75 000 руб. [(900 000 руб. х 15%) – 60 000 руб.].

Троицк вошел в список присоединенных к Москве территорий. Полиграфическая деятельность и предоставление в этой области услуг имеет код ОКВЭД 22.2. А этот код вида деятельности входит в раздел «Обрабатывающие производства» ОКВЭД. Как мы уже сказали выше, обрабатывающие производства включены в московский перечень видов деятельности, по которым применяется пониженная ставка налога. Указанный в условии примера вид деятельности для компании единственный. Поэтому организация выполняет условие о том, что доля доходов от него должна быть не менее 75% в общей сумме доходов в целом по организации. Следовательно, после 1 июля 2012 г. компания имеет полное право на применение пониженной ставки налога в соответствии с Законом Москвы и сумму авансового платежа за девять месяцев и налога за 2012 г. можно рассчитать по ставке 10%. При этом авансовые платежи за I квартал и полугодие в полной сумме засчитываются при расчете аванса за девять месяце и налога за год.

Предположим, налоговая база за девять месяцев составила 1,3 млн руб. Авансовый платеж будет равен 130 000 руб. Так как ранее перечисленная в бюджет сумма авансовых платежей за I квартал и полугодие в размере 135 000 руб. оказалась больше исчисленного аванса за девять месяцев, то за этот период ничего платить не надо. А сумма переплаты в размере 5000 руб. будет зачтена при расчете налога на год.