Россиянам нечего спасать от возможного кризиса

| статьи | печать

Две трети россиян (77%) ничего не предпринимают, чтобы защититься от кризиса и его последствий. Причем более половины признаются, что им просто нечего спасать. Таковы результаты опроса исследовательского холдинга «Ромир». Как говорится в материалах компании, в случае если кризис действительно разразится, четверть (25%) россиян по-прежнему останутся к нему безучастны. Однако более трети респондентов все-таки начнут делать продуктовые запасы и сокращать ежедневные расходы.

Более половины (56%) россиян полагают, что второй волны экономического кризиса не миновать. Но, несмотря на то что пессимистичные настроения в обществе нарастают, россияне в целом стали более спокойно относиться к возможным проявлениям кризиса. Об этом, в частности, свидетельствуют ответы на вопросы о мерах, которые респонденты предпринимают для защиты от кризиса.

Только 23% заявили, что они уже предпринимают какие-то действия, чтобы подготовиться к нему. Три основных способа, практикуемых россиянами, — это сбережения, в т.ч. в иностранной валюте (9%), покупка продуктов впрок (5%) и инвестиции в дорогостоящие товары длительного пользования (5%).

Половина из тех, кто не предпринимает никаких действий, мотивирует это тем, что на это просто нет средств. Третья часть тех, кто не готовится к кризису, считает, что еще рано что-либо предпринимать.

Тем 77% россиян, которые к кризису не готовятся по тем или иным причинам, был также задан гипотетический вопрос о том, будут ли они что-то предпринимать, когда признаки очередной волны кризиса станут явными и очевидными. И опять была выявлена достаточно высокая — 32% — доля респондентов, которые заявили, что не будут противостоять кризису.

«В пересчете на все население России эта цифра составляет почти 25%. То есть каждый четвертый россиянин, даже если грянет кризис, ничего не собирается предпринимать, чтобы ему противостоять», — подчеркнули аналитики «Ромир».

Четверть (24%) респондентов, отвечавших на этот вопрос, постараются сократить свои повседневные расходы. Однако, как показывает опыт предыдущих кризисов (согласно данным скан-панели домохозяйств «Ромир»), подавляющему большинству потребителей не удается реализовать эту стратегию, и повседневные расходы, особенно на продукты питания, растут темпами, существенно опережающими темп роста цен на них.