ВТО — новая рыбацкая головная боль

| статьи | печать

Российский рынок рыбы и морепродуктов — один из тех, где конкуренция с импортной продукцией весьма напряженная. Что сулит отечественным рыбакам и производителям рыбной продукции вступление России в ВТО?

Возникают новые условия, к которым надо адаптировать рыбохозяйственный комплекс. Прежде всего это касается создания системы технического регулирования в рыбной отрасли как непротиворечивой, связанной едиными целями и внутренней последовательностью совокупности юридических норм, процедур и стандартов», — считает руководитель центра общественных связей Федерального агентства по рыболовству, председатель Общественного совета при Росрыболовстве Александр Савельев.

Вступление России в ВТО приведет к усилению импортного давления на российский рыбный рынок, облегчит доступ продукции иностранных компаний, усложнит работу российских рыбопромышленных предприятий и хозяйств аквакультуры.

Согласно экспертным оценкам из-за отмены экспортных таможенных пошлин при вступлении в ВТО (снижение до 0%) возрастет экспорт рыбного сырья, необходимого для производства рыбных деликатесов. Это в свою очередь приведет к сужению сегмента российского рынка деликатесной рыбы и рыбопродукции, место в котором может занять более дешевая и менее качественная по потребительским характеристикам рыба (мойва, хек и т.п.) и (или) рыбная продукция на ее основе.

Уменьшение импортных пошлин на многие виды рыбного сырья с 10 до 3—8%, по мнению экспертов, способно привести к сокращению рынка сбыта недорогой рыбы и рыбной продукции для российских рыболовных и рыбоперерабатывающих предприятий за счет появления на рынке недорогой иностранной продукции. Фактически формируется система преференций для иностранных поставщиков.

«Забота об отечественных производителях и поддержка российских рыбохозяйственных организаций — вот наша задача», — уверен А. Савельев. Он отмечает, что до сих пор не созданы условия для ускоренного оформления рыбопромысловых и транспортных судов в российских портах, велико негативное влияние контролирующих органов на простои судов под выгрузкой по сравнению с иностранными государствами. Из-за удаленности промысла, увеличения цен на топливо возросли затраты на доставку рыбопродукции в российские порты из удаленных райо­нов промысла. В среднем по году только прямые затраты предприятий на осуществление такой доставки составляют сотни миллионов рублей, что, естественно, снижает и их прибыль.

По словам эксперта, в ряде регионов Юга России практически полностью отсутствует портовая инфраструктура, необходимая для выгрузки и переработки уловов, что приводит к недоосвоению квот, углублению экономических и социальных проблем. В ближайшей перспективе рыболовство Юга России может полностью исчезнуть. Следует предпринять меры по восстановлению или строительству новых портов и порто-пунктов.

Еще одна проблема — борьба с незаконным выловом рыбы. Аналитики Федерального агентства по рыболовству считают, что нужно принять законодательную норму, предусматривающую утилизацию конфискованных за незаконный промысел бесхозных судов, а также невостребованных государством флага иностранных судов. Необходимо устранить чрезмерные и надуманные ограничения для прибрежного рыболовства и внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Кроме того, с 2018 г. целесообразно ввести 20-летний срок наделения пользователей долями единой промышленной квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Топ-15 основных стран — поставщиков в Россию рыбы и морепродуктов, доля в объеме, %

1

Норвегия

37,3

2

Ислaндия

8,3

3

Китaй

7,1

4

Япония

6,5

5

Великобритaния

4,9

6

Эстония

4,6

7

Кaнaдa

4,4

8

Вьетнaм

4,3

9

Финляндия

2,0

10

Дaния

2,0

11

Испaния

1,8

12

Ирлaндия

1,8

13

США

1,7

14

Чили

1,6

15

Лaтвия

1,3


Прочие

10,5

Источник: Федеральное агентство по рыболовству