1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1288

За ЖКХ ответят муниципалитеты

Каждому муниципальному образованию предписано иметь собственную программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры по проекту Национального плана развития жилищно-коммунального хозяйства России на период до 2015 г., вынесенному на всеобщее обсуждение.

Публичную дискуссию открыла научно-практическая конференция в Институте подготовки кадров государственного и муниципального управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

Обсуждение началось с видеоконференции

Дискуссия, на которую был приглашен корреспондент «ЭЖ», прошла в режиме видеоконференции по каналам интернет-связи. В филиалы (РАНХиГС) в разных городах пришли практики из управляющих компаний (УК) и ресурсоснабжающих организаций (РСО), представители органов местного самоуправления и государственной власти, аналитики и собственники жилья в многоквартирных домах. Такой состав аудитории, по мнению эксперта Игоря Кокина, обеспечивает глубину и профессионализм анализа. Последующие видеоконференции только подтвердили его слова.

Отовсюду поступают конструктивные замечания и деловые предложения. Авторы проекта нацплана приняли уже совет «поставить во главу угла конечного потребителя ЖКХ-услуг — собственника жилья» и на этой основе вводить правила поведения на рынке поставщиков ресурсов и управляющих компаний.

Обсуждение документа предполагается завершить к осени, чтобы уже в этом году утвердить его в федеральных органах власти и начать новый этап реформирования жилищно-коммунального комплекса страны.

Необходимая предыстория

Говоря языком физиков-атомщиков, отрасль пережила не один период полураспада. Еще при СССР государство избавило хозяйствующие субъекты от непрофильных активов — ведомственного жилья, дошкольных, школьных, вне­школьных образовательных учреждений, объектов культурного и социального назначения со всеми их коммуникациями, сетями и источниками тепла и электричества. «Красные директора» наскоро подлатали зияющие дыры и расстались с недвижимостью, которая приносила убытки и головную боль. Голова заболела у мэров. Но и им помогло уже новое государство, осуществив масштабную и скоростную приватизацию квартир. Миллионы россиян, не заплатив ни копейки, стали собственниками занимаемой жилой площади. Язык не повернется назвать их голытьбой. Государственные мыслители смекнули: значит, собственники могут содержать жилой фонд — индивидуального (приватизированную квартиру) и коллективного (вместе с соседями) пользования, объединившись в ТСЖ — товарищества собственников жилья. На помощь гражданам призвали частный бизнес — РСО и УК. Что из этого получилось, каждый из нас знает не понаслышке.

По экспертным оценкам, годовой оборот рынка ЖКХ составляет не менее в 1 трлн руб., а на его модернизацию требуется 7,8 трлн руб.

Госдума прозрела и одумалась

Обсуждение представленного документа имело бы более эмоциональную окраску и критический тон, если бы в конце апреля в Госдуме не был снят с обсуждения законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 40859-6), предусматривавший ввод обязательного платежа на капитальный ремонт многоквартирного дома. Прозрение у депутатов наступило после того, как эксперты дружно встали на защиту прав потребителей, а сами квартиросъемщики задались вопросом, кому и зачем платить за то, что неизвестно когда и кем будет сделано. Проект федерального закона давал право устанавливать очередность ремонта жилых домов региональным и муниципальным чиновникам.

Главный в стране эксперт по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, председатель профильного комитета Госдумы Галина Хованская не исключает, что у удаленного из повестки дня законопроекта появится дублер. Но она продолжит отстаивать интересы собственников жилья и не допустит введения дополнительного налога, ведь обязательный платеж — это налог. А добровольные сборы средств устанавливаются только самими гражданами, в данном случае — собственниками жилья.

Член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева тоже считает, что «резкий отказ от софинансирования со стороны государства программ проведения капитального ремонта, может привести к социальному напряжению и неготовности регионов и собственников осилить возложенные на них обязанности». Тем не менее комиссия ОП РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике, куда входит С. Разворотнева, не отказывается от тезиса о постепенном уменьшении доли федеральных средств в финансировании капитальных ремонтов.

Голос с мест

«Если мы не хотим потерять крышу над головой, мы должны участвовать в управлении своим домом», — пишет в «ЭЖ» председатель регионального отделения Объединения потребителей России в Мурманской области Александр Куликов. Он просит редакцию передать его мнение в некоммерческое партнерство «ЖКХ-развитие», исполнительный директор которого Андрей Чибис презентовал проект нацплана по продолжению реформы отрасли в РАНХиГС.

Квартплату нужно вносить всем вовремя и в полном объеме, потому что взимающая плату за коммунальные услуги управляющая компания обязана полностью расплатиться с ресурсоснабжающими организациями, несмотря на задолженность жильцов. Чтобы покрыть долги, УК откладывает на потом работы по содержанию и ремонт дома. Но главная беда на Севере, пишет мурманчанин, крайне низкий эксплуатационный уровень жилого фонда. Надзорные органы — областная жилинспекция, региональное управление Роспотребнадзора, прокуратура постоянно привлекают УК к ответственности, но этим не остановить старение жилья — собственности граждан. Продолжают течь трубы и кровля, участились аварии в сетях электро-, газо- и водоснабжения, водоотведения. В интересах граждан государство должно установить такой порядок уплаты коммунальных услуг, при котором за индивидуальное потребление люди платят ресурсоснабжающей организации, минуя УК, а за расходы на общедомовые нужды — управляющей компании по нормативу потребления, разному для различных регионов страны. При действующей системе оплаты ни у РСО, ни у УК нет стимула экономить ресурсы: потери в сетях все равно оплачивает конечный потребитель — собственник жилья или квартиросъемщик. Исходя из этого читатель «ЭЖ» предлагает дополнить ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ нормой об обязательности ведения лицевого счета дома. Сколько домов, столько счетов.

Головная боль на всех

С сохранением в новом правительстве Министерства регионального развития в прежнем виде и у власти, и у бизнеса, и у россиян осталась одна на всех головная боль — ЖКХ. Бизнесу неуютно, потому что часто меняются правила поведения на рынке. Потребителям горько: цены растут, а надлежащего качества услуг и работ нет, и новое ожирение жировок произойдет 1 июля.

Одновременно вступит в силу новая редакция Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденная весной Правительством РФ (постановление № 258 от 28.03.2012). Нормативы потребления по представлению РСО утверждаются органами государственной власти субъектов Федерации. Тем не менее установлены единые на всей территории страны нормы расхода и средней температуры воды на одну процедуру (таблица). На их основе и исходя из конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома, даты его сдачи в эксплуатацию, уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления по группам жилых домов, расположенных в одинаковых климатических условиях.

Может, действительно, Национальный план развития рынка коммунальных и жилищных услуг установит справедливые отношения в сфере жилищно-коммунальных отношений, касающихся каждого россиянина? Наступило же депутатское прозрение после порицания законопроекта о введении «общего котла» платежей жильцов за капитальный ремонт многоквартирных домов. И социально ориентированное государство отказжется от ручного регулирования цен и тарифов в ЖКХ, установит, наконец, единые для всех правила поведения в жизнеобеспечивающей отрасли. Задав алгоритм действий, можно затем и контроль надлежащий установить, например обратить внимание муниципалитетов на их ответственность за решение вопросов местного значения. А муниципальным властям самое время активно включиться в обсуждение проекта документа, реализация которого станет их прерогативой.

Нормы расхода и средняя температура воды на одну процедуру

Вид прибора или процедуры

Норма расхода воды, л

Температура потребляемой воды, °C

Ванна сидячая длиной 1200 мм с душем

250

37

Ванна длиной 1500—1550 мм с душем

275

37

Ванна длиной 1650—1700 мм с душем

300

37

Ванна без душа

200

37

Душ

100

37

Раковина

20

25

Мойка кухонная

8

40

Унитаз

6

температура холодной

Источник: Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг

Сфера ЖКХ в вопросах местного значения

Поселение

Муниципальный район

Городской округ

Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом

Организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений

Организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, снабжения населения топливом

Источник: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ