1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Проектное удвоение ВВП, или Как построить «всероссийскую вертикаль проектов»?

Принятие Федерального закона об особых экономических зонах и начало реализации четырех приоритетных национальных проектов вывели на передовую жарких дискуссий такое понятие, как «проект». Вытеснив из обихода «реформы», оно вывело проблему удвоения ВВП на качественно новый— управленческий — уровень анализа. «Реформы» 90-х стали знаком развала двух звеньев управления — подготовки и принятия решений.

Наша публикация (далеко небесспорная) — это попытка привлечь внимание бизнес-сообщества к благоприятной исторической возможности для создания нового общественного института подготовки решений — «всероссийской вертикали проектов».

От экономизмак управлению

Попытки делить верхние эшелоны власти на «либералов» и «силовиков» не связаны с реальной действительностью и являются лишь данью литературным штампам. Тем более неуместно сводить к аппаратным интригам инициативу президента о приоритетных национальных проектах.

Реально имеет место столкновение между двумя разными типами мышления: догматиков от рынка и диалектиков от управления.

Проблема возникла не сегодня. К началу 80-х в мире было две конкурирующих супердержавы — США и СССР.

Первые, преодолев кризис своей системы управления в 70-х годах, в 80-х передали «эстафету» нам. Советский лидер Юрий Андропов призвал тогда к интеллектуальному усилению подготовки решений закостеневшего механизма управления огромной страной.

Однако в 90-е тотальный кризис управления был низведен до уровня узко экономической проблемы рыночных отношений. Связь двух звеньев — «подготовка» и «принятие» решений, входящих в общую систему государственного управления, была разрушена.

Вертикаль просто уничтожили, а на ее место водрузили «демократию». На смену диалектикам от управления пришли догматики от рынка.

С приходом Владимира Путина вопрос был поставлен вновь — учреждается институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Проектный подход

Проектная форма деятельности явилась главным результатом противостояния США и СССР в середине ХХ века. Она возникла в ситуации, когда нужно было в короткие сроки и в экстремальных условиях создать на основе доступных ресурсов полный цикл производства уникального продукта, дающего превосходство над потенциальным противником.

Реализация выдающихся проектов, таких как «Атомный» и «Ракетно-космический» дала в руки Советского Союза мощный ракетно-ядерный щит. Однако он оказался уязвимым перед западными проектами иного рода, в которых объектами прогнозирования были не материальные ценности, а цели, интересы и сознание людей. Эту гонку Советский Союз проиграл без единого выстрела. Сама «перестройка» проблемы управления в проблему рынка была фрагментом глобального проекта, в котором сознание руководителей СССР использовалось в качестве одного из ресурсов.

Управленческая гонка на поле проектов продолжается и сегодня. Отечественные разработки в области интеллектуальных технологий управления, невостребованные в годы перестройки, и сейчас на десятки лет опережают западные аналоги. Сентябрьская инициатива Президента РФ вселяет надежду на то, что это организационное оружие наконец-то будет использовано для построения управленческого щита России.

Вопросы деловому сообществу

Создание Совета по реализации приоритетных национальных проектов можно расценить как первый шаг в становлении нового института подготовки решений. Его успех зависит от идеологии выстраивания всех последующих звеньев «вертикали проектов»: проектных советов округа, губернии, города. Тогда возникнет «всероссийская вертикаль» как открытая площадка для единого проектного пространства страны.

Вовлечение интеллектуального и управленческого потенциала деловых людей всех уровней позволит открытой логике проектов стать сильнее закрытой логики личных связей.

В этом случае «вертикаль» становится лифтом социальной мобильности специалистов по критерию проектной компетентности. Это и есть искомый механизм становления и ротации нового поколения управленцев, преемственности российской власти.

Президент России сделал первый и главный ход. Какое развитие получит проектная инициатива в штабах отечественного делового сообщества? Например, в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) и Ассоциации «Деловая Россия», чьи руководители вошли в президентский Совет по реализации национальных проектов? Станет ли Международный конгресс промышленников и предпринимателей (МКПП) окном возможностей для расширения проектного пространства России на территорию стран Европы и Азии, представленных в московской штаб-квартире МКПП? Ждать ответов осталось недолго — реализация приоритетных национальных проектов началась.

Современная конкуренция — это конкуренция мировых проектов. Россия может стать сильной и привлекательной для соседей, превратив со временем «всероссийскую вертикаль проектов» во «всемирную». Для этого необходим проектный синтез ресурсов всех граждан, делового сообщества и власти страны, а также русской диаспоры во всем мире. Обновленная система управления позволит устоять перед шквалом внутренних и внешних угроз и вернуть России естественный статус мировой державы.

Наша справка

Основными задачами Совета являются:

✔ подготовка предложений Президенту Российской Федерации по разработке приоритетных национальных проектов и мер, направленных на их реализацию;

✔ рассмотрение концептуальных основ, целей и задач приоритетных национальных проектов, определение способов, форм и этапов их реализации;

✔ анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и подготовка предложений по ее совершенствованию.

Сумма:
%