1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Минсельхоз держит руки шире

Восемь месяцев дорабатывало Министерство сельского хозяйства РФ государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. Правительственная комиссия 22 ноября отпустила ведомству еще восемь дней на окончательную доработку документа.

В марте курирующий в правительстве аграрную отрасль первый вице-премьер Виктор Зубков резко критически отозвался о представленном ему проекте госпрограммы. Критика последовала и на закате осени.

Задача задана аграрному ведомству сверхсложная, но решение ее зависит теперь от Минфина. А он считает запрос Минсельхоза чрезмерно завышенным: на 2013 г. — на 41%, на 2014 г. — на 68% объема финансирования, утвержденного трехлетним федеральным бюджетом. В абсолютных цифрах превышение составляет 36,7 млрд и 67,2 млрд руб. соответственно.

Минсельхоз просит увеличить бюджетные расходы на господдержку отрасли в 2013 г. до 215,3 млрд руб. против утвержденных на 2012 г. 132,4 млрд руб., а всего на восемь предстоящих лет выделить 2,489 трлн руб. По утверждению газеты «Коммерсант» и других федеральных СМИ, позицию Минфина разделяет Минэкономразвития, где тоже не обнаружили обоснования запрашиваемого финансирования.

За почти 2,5 трлн руб. Минсельхоз рассчитывает довести ежегодный валовой сбор зерна к 2020 г. до 125 млн т. Напомним, что в 2006—2010 гг. средний сбор зернового урожая составлял 85 млн т. Запланирован рост производства молока на 13%, мяса — на 34%. Если судить по прогнозным ориентирам госпрограммы-2020, отечественные сельхозтоваропроизводители способны обеспечить нас российскими продуктами питания. Например, импорт мяса должен упасть до 11% объема общего потребления, а ввоз картофеля практически прекратится.

Финансовые аппетиты аграрного ведомства снова покоробили правительственную комиссию под председательством В. Зубкова. Изменить расчеты Минсельхоз должен к 1 декабря, чтобы согласованный с ведомствами документ вовремя представить в кабинет министров. Иначе начало финансирования госпрограммы может передвинуться с 2013 г. на 2014-й.

Возможно, все закончится методом ручного управления, и, как обычно, премьер-министр примет волевое решение. Не ясно только, чью сторону он примет. Если возникнет тень бережливого А. Кудрина, то проиграют авторы проекта, поднявшие с весны цену вопроса почти на 400 млрд руб. По их мнению, уровень государственной поддержки отрасли надо увеличивать в разы.

В случае отказа Минсельхоза от финансовых претензий изменятся и целевые индикаторы программы. И снова аграрии каждый год будут теребить правительство традиционными просьбами предоставить преференции на сезонную закупку горюче-смазочных материалов, приобретение семян и племенного скота...

Скорее всего так и произойдет. На финансирование аналогичной программы на 2008—2012 гг. было утверждено 551,3 млрд руб. Это в пять раз меньше, чем запрашивается сейчас.

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

  • повышение удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих их ресурсах к 2020 г.

до 99,8% зерно

91,2% сахар

82,8% растительное масло

99,7% картофель

88,9% мясо и мясопродукты

85,3% молоко и молокопродукты

  • увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г. — на 39%, пищевых продуктов, включая напитки, и табака — на 60%

  • обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 8,8%

  • техническое перевооружение, реконструкция и ввод новых орошаемых и осушенных земель — 10,3 млн га

  • рост производительности труда к 2020 г. по отношению к ее уровню в 2009 г. на 70%

  • повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 23%

Источник: проект Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг.

Объем ресурсного обеспечения реализации государственной программы из средств федерального бюджета по годам

Год

Сумма, млрд руб.

2013

215,3

2014

258,0

2015

283,0

2016

306,4

2017

326,6

2018

345,1

2019

366,9

2020

387,7

Источник: Минсельхоз России

Соотношение индексов отпускных цен производителей и потребительских цен на отдельные виды продовольствия на 1 сентября 2011 г. по сравнению с 1 января 2011 г., %

Продукты

Отпускные цены

Потребительские цены

Мясо и птица

102,1

106,9

Масло сливочное

96,2

104,0

Масло подсолнечное

93,0

105,1

Молоко питьевое

101,3

103,7

Хлебобулочные изделия

108,8

108,3

Макаронные изделия

97,9

103,9

Сахар

103,0

85,8

Яйца

н/д

95,7

Источник: Минсельхоз России