1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1695

Если к вам пришли с проверкой…

Сегодня ни одна компания не застрахована от неожиданного визита правоохранительных органов с проверкой. К сожалению, проверяющие не всегда действуют строго в рамках закона. Защитить коммерческие интересы компании поможет грамотный, основывающийся на законе порядок взаимодействия с проверяющими.

Сценарии развития ситуаций, связанных с неожиданными проверками, разнообразны. Остановимся на наиболее типичных и важных моментах, вытекающих из основных следственных действий.

Прежде всего надо учесть, что сотрудники полиции в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» обладают правом беспрепятственного прохода в помещения организаций и могут до возбуждения уголовного дела производить следственное действие — осмотр места происшествия.

В настоящее время уголовные дела расследуют следователи Следственного комитета РФ, ФСБ России, ОВД и органов по контролю за оборотом наркотических средств. Полномочия следователя не зависят от ведомственной принадлежности.

Любое действие осуществляется в присутствии понятых и сопровождается составлением протокола.

Прежде чем рассматривать более подробно действия проверяющих и представителей проверяемой компании, то есть соображения относительно того, что делать, сформулируем шесть «не» — чего делать не стоит.

1. Не препятствуйте действиям сотрудников правоохранительных органов.

2. Не уничтожайте и не скрывайте какие-либо документы, не стирайте сообщения, полученные по электронной или голосовой почте.

3. Не предоставляйте ложную или вводящую в заблуждение информацию.

4. Не вступайте в разговоры или дискуссии с должностными лицами.

5. Не звоните по телефону в присутствии должностных лиц.

6. Не обсуждайте другие деловые вопросы в их присутствии.

Неожиданный визит

Представитель службы безопасности или охранники на входе в офис обязаны проверить и переписать данные сотрудников правоохранительных органов, нагрянувших с проверкой, а также незамедлительно известить юриста и ответственного руководителя.

Если гость отказывается предъявлять удостоверение или скрывает фамилию (удостоверение показывает быстро или не раскрывает его), звоните 02 (с мобильных телефонов — 112). Объясните, что неизвестные лица, возможно с оружием, ворвались в офис и предположительно собираются ограбить вас.

Желательно выделить достаточное количество сотрудников для сопровождения следователей или оперативных работников — не менее одного сопровождающего для каждого должностного лица. Если с сотрудниками полиции прибыли понятые, их можно смело воспринимать как еще двух сотрудников полиции.

Необходимо ознакомиться с документом, на основании которого проводится проверка, и постараться полностью переписать для себя его содержание. Особое внимание нужно уделить номеру уголовного дела, расследующему органу, статье, по которой возбуждено дело, а также краткой фабуле дела и названиям организаций, упоминаемых в документе. Зачастую уже из этого документа становится ясно, с какой целью пришли проверяющие и какие документы их интересуют.

Строить диалог с проверяющими желательно в спокойной, достаточно любезной манере, соблюдая элементарные правила вежливости и демонстрируя стремление содействовать в меру возможностей. Желательно обеспечить присутствие юриста. Если на момент визита сотрудников правоохранительных органов его нет в офисе, надо сообщить ему о визите сотрудников правоохранительных органов доступными способами. Важно убедить проверяющих дождаться юриста. Как правило, они не возражают против этого. Тем временем можно попробовать выяснить их намерения, установить конкретный перечень объектов и документов, которые они собираются проверить (изъять).

Можно поставить задачу перед соответствующими службами по подготовке информации и документов. Целесообразно, чтобы беседу с проверяющими (если она уместна) вело одно лицо. Ее надо организовать так, чтобы задачи сотрудникам ставили не проверяющие, а сам руководитель, юрист или иное лицо, которое ведет переговоры с проверяющими. Важно предупредить об этом и сотрудников. Они должны понимать и своим поведением объяснять, что представить конкретный документ, осуществить определенное действие могут только по поручению руководства или юриста, а не проверяющего органа. Ответы «Мне не позволяет должностная инструкция это делать без указания юриста» или «Пожалуйста, обратитесь к юристу, без его разрешения я не компетентен передать вам это» вполне уместны.

Очень важно довести до сведения сотрудников, что они не обязаны давать какие-либо пояснения в ходе проверки или следственных действий, у них есть право сохранять молчание. Нередко некоторые сотрудники, опасаясь, что их привлекут к ответственности за молчание, без злого умысла распространяют конфиденциальные сведения.

Как вести себя при обыске

Все приведенные ниже рекомендации в полной мере относится и к производству выемки или осмотра места происшествия.

При обыске вправе присутствовать владелец помещения, в котором проводится обыск.

До начала обыска следователь обязан предложить добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Представители компании, которые не возражают против этого и знают о местонахождении необходимых предметов и документов, могут передать их проверяющим. Это будет означать, что со стороны компании нет противодействия следствию.

Вопрос о помощи следствию и ее степени решает руководство компании по рекомендации адвоката (юриста).

В случае нежелания представлять какие-либо документы можно, вежливо сославшись на неосведомленность о месте их нахождения, предложить следователю поискать их самому.

Следователь имеет право изымать любые документы, независимо от их отношения к предмету расследования, поскольку только он решает, что важно для уголовного дела.

Действия проверяющих

Следственные действия, в том числе обыски, зачастую проходят по одной схеме, независимо от должности и звания сотрудников полиции. Все действия полиции при общении направлены на создание у собеседника психологического дискомфорта, чувства вины, желания помочь следователю. Надо быть готовым на начальном этапе противостоять такому давлению, поскольку сам сотрудник полиции не сможет продолжительное время работать в атмосфере дискомфорта.

В начале обыска сотрудники полиции стремятся продемонстрировать непреклонность и решительность в борьбе со злодеями, то есть со всем персоналом организации: шумно ходят по кабинетам, хаотично осматривают шкафы и ящики, громко переговариваются, обещают всех привлечь к уголовной ответственности. При этом они приказывают сотрудникам оставаться на местах, готовиться к личному досмотру и досмотру вещей. Из комнат никого не выпускают. Это продолжается 1,5—2 часа. Главное — сохранять спокойствие и не вступать в пререкания с сотрудниками полиции.

О чем надо помнить

Закрытые двери или ящики надлежит открыть. В противном случае их взломают.

Необходимо контролировать составление и подписание протокола обыска. В специальном поле протокола «Для замечаний» надо отразить все замечания к проведению обыска.

Следователь вправе ограничить перемещение сотрудников по офису и их общение между собой, произвести обыск вещей и личный досмотр лиц, находящихся в месте проведения следственного действия.

Доступ к компьютерам и базам данных

Нормативных актов, которые обязывали бы сотрудников компании сообщать пароли для доступа к информации в электронном виде, не существует. Вопрос о предоставлении таких паролей должно решать руководство компании по рекомендации адвоката. Если следователь требует назвать пароль, угрожая уголовной ответственностью за отказ от дачи показаний, представитель компании может назвать любую комбинацию.

Завершение обыска

По окончании обыска необходимо проконтролировать, чтобы все изъятые предметы были описаны в протоколе обыска. Протокол подписывается следователем, копия вручается представителю компании. Не поименованный в протоколе документ не может быть впоследствии приобщен к материалам уголовного дела в качестве доказательств. А компания в свою очередь несет риск утраты данного документа.

С помещения, опечатанного по итогам обыска, после ухода сотрудников полиции печати можно снять. Российским законодательством не предусмотрено такое действие, как опечатывание помещений.

Допрос

В ходе обыска следователь по интересующим его вопросам может допросить любого из присутствующих. При нежелании давать конкретные показания необходимо, не отказываясь от самого допроса (ведение протокола), отвечать на общие вопросы следователя (о личных данных, месте проживания и работы, составе семьи) и игнорировать конкретные вопросы, ссылаясь на то, что показания будете давать только в присутствии адвоката. Данное право предоставлено ст. 189 УПК РФ.

Нужно заранее знать ФИО и координаты адвоката, которого планируется привлечь к защите, чтобы сообщить их следователю, как только он об этом спросит. Если следователь захочет вручить вам повестку на допрос на другой день, не надо отказываться. Примите и распишитесь в получении. На допрос идите с адвокатом, предварительно продумав и согласовав позицию.

При попытке следователя вручить повестку для иного лица во избежание излишних конфликтов возьмите ее, распишитесь в ее получении, разборчиво укажите свою фамилию. Учтите: повестка, не врученная непосредственно адресату, ни адресата, ни лицо, которому она вручена, ни к чему не обязывает.

Более полно линию поведения на допросе необходимо вырабатывать в каждом конкретном случае с учетом ситуации и рекомендаций адвоката.