1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Онищенко изгоняет коллекторов со страхового рынка

Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) предложила страховщикам помощь по взысканию трудных долгов. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил, что коллекторские агентства нарушают права потребителей.

В конце сентября была создана рабочая группа НАПКА по взаимодействию со страховым рынком. И уже в октябре состоялись переговоры НАПКА со Всероссийским союзом страховщиков (ВСС). Как отметили в ВСС, речь идет о разработке стандарта профессионального поведения взыскателей и других аспектах работы коллекторов на страховом рынке. В случае успешного согласования процедуры взаимодействия сотрудничество коллекторов и страховщиков выйдет на новый уровень. В частном порядке ряд страховых компаний уже несколько лет сотрудничает с коллекторскими агентствами. Правда, пока нет никаких специфических документов, законодательно регламентирующих порядок такого сотрудничества. Коллекторы зачастую действуют в тех пределах, в которых им позволяет действовать правовая грамотность населения.

На конференции НАПКА участники говорили о различии в работе в столичном регионе и в провинции. «В Москве работать сложно, — отметил один из участников, — там должник сразу звонит в милицию, стоит нам появиться. А в провинции можешь выносить имущество, сколько хочешь, еще и чаем угостят...»

На страховом рынке речь обычно идет о возврате долгов по регрессным требованиям в автокаско (к виновнику аварии). Регрессные требования возникают также при оформлении возмещений в области страхования грузов и имущества физических лиц. Возврат долгов в России — актуальная проблема, поскольку низкая финансовая и правовая грамотность создают множество ситуаций, когда должники игнорируют законные требования страховщиков, банков или других организаций, предоставляющих финансовые услуги. В 1990-е гг. в банковском секторе для решения данной проблемы использовали собственную службу без­опасности банков и собственные call-центры (или специализированные отделы по взысканию задолженности). Позже стали перепоручать решение проблемы специализированным агентствам по сбору долгов.

На первом заседании рабочей группы НАПКА по взаимодействию со страховым рынком участники обсудили:

  • организацию системного взаимодействия со страховым рынком в интересах членов НАПКА;
  • улучшение имиджа коллекторских агентств среди страховых компаний;
  • сбор и анализ данных об актуальном состоянии взаимодействия страховых и коллекторских компаний;
  • разработку и внедрение единых стандартов предоставления коллекторских услуг страховым компаниям;
  • подготовку стандартных правил страхования профессио­нальной ответственности коллекторских агентств в соответствии с требованиями НАПКА, организацию процесса такого страхования для членов НАПКА.

Тем временем глава Роспотребназора Г. Онищенко не дремал. Главный врач РФ давно воюет с коллекторскими агентствами (этой весной коллекторы даже подавали на него в суд после очередного враждебного высказывания). У Г. Онищенко есть основания клеймить выбивателей долгов. Как он отметил на заседании коллегии Роспотребнадзора, количество жалоб на коллекторов постоянно растет. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. число жалоб увеличилось в 1,8 раза, в 2010 г. по сравнению с 2009-м — в 9,3 раза. В первой половине 2011 г. по отдельным регионам был отмечен рост жалоб в 5—40 раз. Общее число жалоб на работу сборщиков долгов, поступивших с 2008 г. в Роспотребнадзор, — 40 000. Большинство пришло из Бурятии, Ямало-Ненецкого автономного округа и Алтайского края.

По словам Г. Онищенко, коллекторы занимаются «телефонным терроризмом», запугивают должников, угрожая, что потребитель финансовых услуг не сможет получить загранпаспорт и выехать за границу, устраивают акции устрашения по месту проживания должника. Роспотребнадзор считает коллекторскую деятельность на страховом рынке недопустимой, поскольку в этих отношениях одна из сторон является субъектом лицензируемой деятельности. Кроме того, коллекторы не могут принять на себя все права и обязанности страховой компании по отношению к должнику, а при покупке ими задолженности у страховщиков нарушается тайна личной информации.

Узнав о начавшихся переговорах между страховщиками и коллекторами, глава Роспотребнадзора сразу же призвал граждан активнее жаловаться на коллекторов. Помимо этого Г. Онищенко собирается внести поправки в Закон о защите прав потребителей, вводящий понятие «финансовая услуга». Это поправки заставят страховые компании и банки раскрывать все детали договоров (в письменном виде под подпись клиента). В новом законопроекте также будет прописана возможность клиентов обращаться к банкам и страховщикам с требованием компенсировать моральный вред. Г. Онищенко считает, что значительная часть задолженности формируется потому, что заемщику плохо объясняют, какие выплаты в будущем его ожидают. Г. Онищенко хочет обязать банки и страховщиков по возможности договариваться с клиентом в досудебном порядке. В противном случае, подав на организацию, предоставившую ему финансовую услугу, в суд, потребитель получит право взыскать с банка или страховщика еще 50% выигранной суммы в качестве бонуса за отказ ответчика решать проблему в досудебном порядке.

Как считают представители страховых компаний, инициатива Роспотребнадзора бессмысленна, поскольку клиенты страховщиков достаточно защищены действующими законами. В НАПКА уверяют, что деятельность коллекторов законна, ведь клиенты финансовых организаций при заключении договора всегда подписывают пункт о согласии на предоставление их личной информации третьим лицам при необходимости. Сами же должники давно придумали простой способ решать спор — простить долги, и баста.